В мае наши соотечественники купили 137 624 автомобиля, а с начала года официальные дилеры сбыли 692 870 машин, что на 2,2% ниже прошлогодних показателей. Как рассказали эксперты, упадок можно объяснить отличной погодой, из-за которой люди разъехались по курортам и дачам подальше от автомобильных шоу-румов. Но основная причина все же более серьезна.
– Главной причиной текущего тренда остается слабый спрос, обусловленный макроэкономическими факторами. Такими, как растущие расходы домохозяйств после повышения НДС в начале года, — заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Лидерство среди брендов продолжает уверенно удерживать LADA. Как уже писал портал «АвтоВзгляд», за российскую марку в прошедшем месяце рублем проголосовали 28 739 покупателей (+0,4%). Вторая строчка по-прежнему остается за KIA с показателем 19 461 авто (-1%), а первую тройку замыкает Hyundai, реализовавшая 14 891 машин (-6%). Четвертое и пятое места получили Renault (10 595 экземпляров, −13%) и VW (8704 штуки, −4%) соответственно. За ними в ТОП-10 Toyota (7880 автомобилей, −9%), показавшая лучшую динамику из лидирующей десятки Skoda (6982 единицы, +17%), «Группа ГАЗ» (4309 авто, −8%), поднявшийся с 14 позиции Nissan (4076 «легковушек», −31%) и покидающий Россию Ford (3400 машин, −8%).
При этом, считает руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константи Авакян, нынешнее падение авторынка было ожидаемо и прогнозировалось еще до начала 2019 года. По его словам, в сложившейся обстановке макроэкономических факторов (санкции, повышение НДС до 20%, инфляция с локальным пиком в марте 2019, рост ключевой ставки ЦБ РФ до уровня 7,75% в конце 2018 года, снижение реальных доходов населения), основным фактором, способным изменить ситуацию на автомобильном рынке и изменить тренд на положительный, продолжает оставаться потенциально возможные действия государства, направленные непосредственно на стимулирование потребительского спроса.
– Опыт подобных действий последних двух лет показывает свою эффективность прямопорциональное воздействие на спрос, — считает г-н Авакян. — В то же время, специфика текущего года заключается в том, что выделенный бюджет на стимулирование спроса через господдержки был существенно ниже предыдущих двух лет. Так, бюджет на 2019 год составлял 3 млрд. рублей, в то время как бюджет предыдущих двух лет — 34,4 млрд. в 2018 году и 62,3 млрд. в 2017 году. На текущий момент бюджет 2019 года исчерпан, программы уже не действуют, а каких-либо заявлений от Минпромторга в отношении увеличения бюджета, выделенного на поддержку автопрома в 2019 году и пролонгации самой программы — нет.