Регулярно посещая самые разные пресс-конференции и изучая релизы автопроизводителей, у любого автожурналиста рано или поздно случается профессиональная деформация личности, выражающаяся в искренней вере, что продажи новых «тачек» бьют все рекорды, что приходящие к нам новые бренды обосновались всерьез и надолго, что цены на новые транспортные средства вполне обоснованные.
И как ледяной, мгновенно отрезвляющий душ — данные от аналитического агентства «Автостат», заставляющие взглянуть на реальность совершенно под иным углом. Поэтому разговор о моторных маслах на лукойловском «круглом столе» начался с обобщенной за 9 месяцев этого года статистики, наглядно характеризующей нашу автомобильную действительность.
Старость — не в радость
Так, например, всего за год автопарк нашей страны постарел на 7 месяцев: если по состоянию на январь 2022 года средний возраст машин составлял 14 лет, то 12 месяцев спустя достиг отметки в 14,7 лет. Судя по промежуточным данным, к 2024 году автопарк состарится еще сильнее, и это не смотря на жизнеутверждающие отчеты о росте продаж новых «железных коней».
Вдумайтесь только, половина (48%) всех ТС, стоящих на учете в ГИБДД, старше 15 лет! Еще четверть (23 %) — «пенсионеры» от 10 до 14 лет отроду. А вот на долю новых машин, чей возраст не превышает 5 лет, приходится лишь 15%. И тенденции красноречиво свидетельствуют о том, что автопарк РФ мало того, что еще сильнее постареет, так ведь за ближайшие 5 лет имеет все шансы сократиться примерно на 8%. Очень впечатляет аналитика и по ценам.
Давайте понастальгируем и вспомним средние прайсы на новые бюджетные седаны в 2021 году. Kia Rio пару лет назад обходилась покупателю примерно в 924 900 рублей, а сейчас средний чек в автосалонах на «корейца», ввезенного по параллельному импорту или проданного из закромов — слабонервным просьба отойти от экрана — 1 9795 000 «деревянных». Почувствуйте, как говорится, разницу в 94,1%!
Но еще сильнее прибавил в цене народный Solaris от Hyundai — вместо 890 000 «рэ», внеся в кассу которые можно было уехать но новеньком авто в 2021 году, дилеры нынче просят 1 950 000 ₽ То есть за 2 года прибавка в цене составила +119,1%. Так и хочется поднять бокал и произнести что-то из разряда «Да чтоб у нас зарплаты с такой же скоростью росли»! А вот меньше всего инфляционному шторму подвергся Volkswagen Polo, подорожавший на «жалкие» 81,5% — вместо 999 900 рублей в 2021 году теперь он стоит 1 815 000.
Мы за ценой не постоим…
Понятное дело, что ввоз любимых иномарок через Грузию, Армению, Киргизию и Казахстан накладывают свой неприятный отпечаток на конечную стоимость машин, но какого, пардон, рожна цены взлетели до неприличия и на «китайцев»? Не будем голословными и приведем еще немного цифр от агенства «Автостат».
Производимый под Тулой Haval Jolion в 2021 году в среднем обходился страждущим в 1 279 000 рублей, а нынче — в 1 949 000 (+52,4%). Да и то, здесь, видимо, в статистику закралась какая-то ошибка, потому как меньше чем за 2,5 млн. «российского китайца» из салона не забрать. Не иначе как комплектующие для этого авто тоже едут через параллельный импорт…
Geely Coolray также не назовешь бюджетным «паркетником», ведь если в 2021 году средняя цена покупки была на уровне 1 377 000 рублей, то к 2023 году этот «китайчонок» прибавил в стоимости 67,4%, что в рублевом выражении — 2 305 000. Chery Tiggo 7 PRO никогда не был дешевым авто, а потому его ценовые метаморфозы ощутимы наиболее сильно: вместо 1 669 900 рублей, которые просили два года назад, «тепереча» за «прошную семерочку» хотят 2 749 900.
Средняя температура по больнице
А хотите узнать средневзвешенные цены в России на авто по происхождению марок? Итак, средний чек при покупке отечественного изделия составляет 1 150 000 рублей. И то, поди, поскромничали аналитики, ведь собственными глазами видел ценник на LADA Largus в 2,3 млн. рублей, а самая дешевая Granta при покупке за живые деньги стоит миллион руб. Усредненная цена на «китайцев» (в том числе произведенных в РФ) — 3 340 000 «рэ».
Если хотите купить «корейца», то на кармане желательно иметь более 6 млн. А вот дороже всего обходится приобретение премиального «европейца» — средняя цена сделки при покупке новой Audi, BMW или Mercedes — 11 млн. рублей. Ну и как, скажите на милость, с такими-то ценами, автопарк России сможет помолодеть?
Впрочем, не все так плохо в отечественной автоиндустрии. Если проанализировать ситуацию, складывающуюся в сегментах комплектующих, шин или технических жидкостей, то тут эксперты отмечают заметный прогресс. Взять, скажем, такую востребованную категорию автомобильных «расходников», как масла и смазки. Это товарное направление в России буквально за последние два года приросло несколькими десятками крупных производственных площадок, где налажен выпуск продукции, ни в чем не уступающей по свои показателям лучшим мировым образцам. При этом ее стоимость гораздо ниже зарубежных аналогов.
В качестве наглядного примера такой продукции можно привести гидравлические жидкости и смазочные материалы марки ReinWell, выпускаемые по инновационным технологиям. Уровень их производства отточен настолько, что позволяет выпускать и трансмиссионные масла разных спецификаций для современных автомобилей. Так, сегодня в ассортименте этих жидкостей присутствует даже синтетическое трансмиссионное масло серии ATF DX III, ориентированное на импортные коробки-«автоматы» последнего поколения.
Данный продукт отличает широкая универсальность по применению. Он подходит не только для классических АКП, но и для систем рулевого управления, которым рекомендованы жидкости, отвечающие требованиям GM ATF Dexron IIIG. При этом «трансмиссионка» от ReinWell характеризуется великолепной вязкостно-температурной стабильностью. А такое качество крайне важно для обеспечения длительной работы «автомата».