В общем, все пошло по пути, предельно лаконично описанному филологическим виртуозом Виктором Степановичем Черномырдиным: хотели как лучше, а получилось как всегда. А может быть, даже и не хотели того, что публично декларировали?
Ведь не первый год руководители Минпромторга замужем — утильсбор был введен с подачи депутата Госдумы Альфии Гумаровны Когогиной аж в 2012 году, накануне вступления России в ВТО, исключительно полезную для экономического здоровья страны организацию. Тогда этот шаг имел целью резко сократить ввоз в страну автомобилей и максимально стимулировать их локализацию.
Повторение — мать учения
Но как мы все убедились полтора года назад, к поставленной цели наш автопром даже близко не подобрался, поскольку вместо работы над расширением отечественного производства немедленно занялся приписками, шулерством и откровенным надувательством, превратив жизненно необходимую стране локализацию в фикцию, последствия чего Россия сейчас черпает полной ложкой.
Однако памятуя о том, что повторение — мать учения, финансово-экономических блок правительства решил еще раз наступить на те же грабли для наилучшего усвоения материала. Неужели в условиях жуткого дефицита на авторынке действительно необходимо если не обрубить один из каналов поставки, то хотя бы максимально усложнить его использование?

Вопреки ожиданиям, поначалу рынок достаточно вяло отреагировал на депутатские и минпромторговские чудачества. Так, в июле, до эпохального решения, импорт составил 42% от общего объема проданных легковушек, а альтернативный (или параллельный, если угодно) импорт — 11%. По итогам октября доли изменились следующим образом: официальные поставки увеличились до 45%, а параллельные — снизилась до 11%.
Первые ласточки
Однако постепенно в головах крупных импортеров зашевелились мысли о том, что с параллельным импортом надо потихоньку завязывать. В условиях резкого повышения утильсбора он становится малопривлекательным. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и такое соображение — ужесточение контроля за исполнением санкций рано или поздно эту малину все равно прикроет.
Угроз официальным поставкам гораздо меньше, да и цену на ТС, доставленные по долгосрочным контрактам, можно вздувать безнаказанно, компенсируя потери на утильсбор. Вон с июля по октябрь средневзвешенная цена нового авто скакнула с 2,68 млн. рублей до 3,03 млн. — и ничего. И вот первые ласточки уже прилетели. Дилерские холдинги «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» перестанут поставлять в Россию автомобили путем параллельного импорта:

– В дальнейшем, в связи с ограничениями по поставкам и росту стоимости параллельного импорта премиальных автомобилей из Европы, поставки будут штучными и мы переориентируем приоритеты на развитие официальных поставок китайских электромобилей и гибридных авто', — заявила «Газете.Ru» директор по коммуникациям группы компаний «АвтоСпецЦентр» Анна Уткина.
Прощание с «серымыми» поставками
Судя по всему, весь параллельный импорт в ближайшее время имеет шанс сократиться до тех самых 3%, которые занимают в общем объеме продаж премиальные европейские марки, до сих пор не имеющие никакой альтернативы. Да и не жалко его, «серого», ибо изначально было понятно, что он может выполнять лишь одну роль — временной подпорки, коренным образом ситуацию на рынке не меняющей.
Другой вопрос, что за прошедшие полтора года никаких прорывов в области строительства собственного, технологически независимого от внешних поставщиков автопрома сделано не было. Да оно как бы и не ожидалось, ибо ведомство Дениса Мантурова занято какими-то другими — вероятно, более важными — делами. А у Центробанка стимулирование отечественной промышленности вообще в целях не значилось и не значится.