При ближайшем рассмотрении выяснилось, что весь шум пошел от заявления одного независимого автомобильного эксперта (знать бы еще, что это за профессия такая), сделанного каналу «360». Китайские автомобили на российском рынке, дескать, начали дешеветь из-за перенасыщения рынка и появления все большего числа моделей. «Просто их количество неуклонно растет, приезжают новые марки. В нынешних условиях даже статичное положение цены следует рассматривать как удешевление».
Занимательные аргументы
Оставим в стороне странное замечание относительно того, что сохранение цены равно ее снижению — оно по сути своей загадочно и некорректно, на какие бы условия не делалась при этом ссылка. Как там у Марка Твена? «Это здорово для любого, кто бы ни написал, знаток ли лесов, или знаток морей».
Впрочем, еще более интригующе звучит утверждение, что процесс переписывания ценников в направлении, приятном покупателю, вызван перенасыщением рынка. «Опаментайсе, пан!» О каком перенасыщении идет речь? Ведь минимальный уровень годовых продаж, который дает основания полагать, что российская автомобильная отрасль начинает выползать из глубокой задницы — полтора миллиона легковушек. При самом оптимистичном прогнозе на 2023 год по всей России их будет зарегистрировано чуть более миллиона. Этого слишком мало даже для насыщения. Так что «старичка-боровичка я с негодованием отметаю».
Прогноз специалистов
Означают ли очевидные натяжки в заявлении эксперта, что под информацией о снижении цен на какую-то часть моделей нет никакой реальной основы? Не совсем так. Ведь схожий прогноз дал также руководитель аналитического агентства «Автостат», на слова которого ссылается autonews.ru. Он считает, что в ноябре 2023 года продажи автомобилей действительно упадут на 10—15%. Причиной тому стали снижение интереса к покупке легковушек на фоне высоких цен, повышения утильсбора и ставки автокредитования.
Эта аргументация внушает гораздо больше доверия, особенно если учесть, что она базируется на солидной базе данных по российским продажам, которую давно формирует «Автостат». Но даже в прогнозе специализированного агентства не содержится никакой сенсации, поскольку реализация новых легковушек, как и любая другая коммерция, подвержена колебаниям, вызываемым самыми разными причинами, в том числе и сезонным спросом.
Что говорит статистика
Если обратиться к статистике, то ноябрь часто становился провальным месяцем. Так, в 2021 году, когда мир пребывал еще в относительном спокойствии, октябрьские продажи в России составили по данным Ассоциации европейского бизнеса 126 204 автомобиля. А ноябрь принес пусть небольшое, но падение — до 125 466 единиц. Не очень показательно, поскольку время выбрано неудачное — между пандемией и санкциями?
Не проблема, можем вспомнить об удачнейшем из удачных 2012 годе. Октябрь — 253 732 легковушки, ноябрь — 240 322 штуки. Или о весьма неплохом 2011-м, в котором было реализовано соответственно 240 928 и 239 392 машины.
И никто по этому поводу не заламывал рук, не ломал копий и луков. Видимо, все дело в простой потребности вытащить на поверхность хоть какую-нибудь сенсацию. В массе своей люди этих тонкостей не помнят — оно им надо? И в очередной раз искренне удивятся (расстроятся, испугаются, разозлятся — выберите по вкусу).
Реального восстановления рынка нам ждать еще очень долго. Поэтому к колебаниям цен как в одну, так и в другую сторону стоит относиться философски. Кстати, к перечисленным «Автостатом» причинам «неожиданного» удешевления автомобилей можно добавить укрепление курса рубля. И никто не поручится, что через некоторое время рубль опять рухнет из-за малопонятных манипуляций финансово-экономического блока Правительства РФ. Однако можно твердо поручиться за другое — цены на автомобили немного передохнут и вновь упорно поползут вверх. Это уж к бабке не ходи.