Mercedes-Benz в канун нового года положил своим акционерам под елку «уголек»: квартальный отчет о снижении прибыли на 7% и выручки на 1,4% мгновенно привел к падению акций концерна. Не так уж и критично, скажете вы, но вот вам инфа для сравнения последствий.
Так, террористические атаки на башни-близнецы обвалили американские индексы на 11%, а Brexit обрушил курс фунта к доллару на 10%, а к евро — на 7%. Иными словами, это еще не «черный лебедь», но близко. Это десятки миллионов долларов убытков, которые еще предстоит компенсировать после того, как удастся объясниться с акционерами. Причины-то мы все знаем, но кто ж их вслух назовет.
Не далее, как на прошлой неделе глава Volkswagen Томас Шафер назвал компанию неконкурентоспособный. Местный кадровик тут же предложил поувольнять народ. Нет, это не шутка: ответственный за кадровую политику бренда Гуннар Киллиан рекомендовал снизить численность персонала, отправив часть сотрудников на пенсию. Дословно: «избавиться от балласта».
Эффективного менеджера с дипломом MBA видно издалека, поэтому уважаемые герры разошлись на решении принять меры до конца года и выработать план, по которому будут выгребать из ямы. Происходящее прямо сейчас в немецкой экономике — это шторм, последствия которого достаточно подробно описаны в одном классическом романе. Немецком. «Три товарища» называется.
Шинный и автомобильный бизнес, так уж вышло, были очень зависимы от дешевых энергоресурсов, которые бесперебойно шли по трубам из огромного пятна между Эстонией и Монголией. Потрясающий воображение рост немецкой экономики начинается в 70-х, ровно с момента запуска знаменитого проекта «Газ в обмен на трубы». Удивительно, не правда ли?
Решение расторгнуть давние контракты, придавить и заставить, ввести 12 пакетов с 17 000 санкций, уже поворачивается к лесу — задом, а к «цветущему саду» — передом. Уголь — это, конечно, здорово, но с ним тоже надо быть осторожнее. Особенно, когда собственные месторождения крепко выработаны, а речки обезводили так, что баржи садятся на мель. А ветер — он такой «ветреный». Сегодня есть, а завтра — нет.
Бизнес — это всегда игра «в долгую». Все смеялись над планами на «пятилетку», которые регулярно выдвигались, а после стоически выдерживались автомобильными компаниями, но по-другому просто нельзя. Не получится. На какой срок сейчас, в сегодняшнем мире можно планировать? В лучшем случае — до вечера. Да и то зарекаться не стоит. И немцы, расчетливые и пунктуальные, знающие цену каждому евроценту, похоже, это забыли. А ведь недавно было, в мировых масштабах — миг.