Собственно говоря, независимо друг от друга и практически одновременно были обнародованы две взаимоисключающие концепции развития российского авторынка.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
В отсутствие координации
Агентство «Автостат», имеющее солидную базу данных по постановкам на учет новых автомобилей в России и некоторые аналитические навыки, сделало по итогам 11 месяцев 2023 года прогноз на год следующий. Пессимистический сценарий предполагал реализацию 900 тысяч легковушек, базовый — 1300 тысяч, а оптимистический — 1480 тысяч.
С учетом того, что за январь-ноябрь текущего года российские вавтолюбители приобрели 939,3 тысячи указанных транспортных средств, результаты автостатовского гадания на кофейной гуще выглядит вполне допустимыми. Однако китайские автопроизводители с выводами агентства явно несогласны.
Как показал опрос дистрибьюторов, дилеров и производителей, компании из Поднебесной не шутя намереваются втюхать нашим соотечественникам в следующем году ни много ни мало 1,2 млн. авто. Именно о таких планах сообщают «Ведомости», ссылаясь при этом на презентацию сообщества «Автомаркетолог» и на Олега Мосева, экс-президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
Бренд Chery замахивается на объем в 200 000 легковых автомобилей (весь холдинг, естественно, на еще большее количество), Changan грозится заполучить 180 000 покупателей, Haval — впарить 150 000 машин, а Geely — покорить сердца 110 000 российских водителей. То есть, наши друзья из КНР имеют в планах продать такой объем, который вообще не оставляет места отечественным автопроизводителям, если принять во внимание средний прогноз «Автостата». Прямо какие-то коллективные капитаны Смоллеты: «Я буду драться за двоих! Нет, за четверых! За двенадцать! За три… Разрешите идти, сэр, выполнять долг? Есть сэр!».
Средство от излишнего оптимизма
Чтобы не впасть в эйфорию и не поддаваться энтузиазму наших «братьев навек», следует всего-навсего обратить внимание на три момента. Во-первых, средневзвешенная цена на китайские автомобили запредельная — 3,37 млн. рублей, что никоим образом не может способствовать их популярности у нашего не слишком богатого населения.
Во-вторых, собственное производство в России имеет пока только один Haval. В-третьих, наблюдая за успешными усилиями финансово-экономического блока, который спит и видит, как бы отбить у российского народонаселения стремление к покупке личных автомобилей, вряд ли можно надеяться на снижение стоимости кредитов или облегчения налогового и таможенного бремени для импортеров.
В-четвертых, как результат всего вышеперечисленного, рынок уже перестал расти. По данным эксперта Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, директора ГК «Орехово-АвтоЦентр» Ильи Титова, которыми он поделился с RT, продажи китайских автомобилей в дилерских центрах России с октября упали на 60%.
Снижения цен, которое единственно могло бы оказать поддержку экспансионистским планам китайцев, ожидать от Центробанка, Минфина и Минпромторга вряд ли стоит — как минимум, в ближайшей перспективе. Напротив, финансовые эксперты в один голос пророчат дальнейшие ужесточения фискальной политики. Следовательно, китайские машины «бюджетными» уж точно не станут. О каком значимом росте продаж в таких условиях может идти речь? Поэтому АВТОВАЗу с его планами выпустить в 2024-ом 500 тыс. авто волноваться не о чем.