Для крошечной Кореи, отрезанной злым соседом от материка, жизнь на обособленном острове ставит любой экономический порыв в зависимость от погоды, добавляя уязвимости. Как только корейцы делают очередной экспортный рывок, так непременно требуется огромный флот. Поэтому стратегия страны состоит в том, чтобы вынести производство на материки, напрямую к потребителям. В результате корейские заводы и фабрики работают в каждой стране, представляющей интерес.
В сфере автомобильного производства это привело к тому, что корейские компании поставили заводы на самых перспективных и прибыльных рынках, выпуская машины в Америке, Европе, Китае, России. И, поскольку предпочтения клиентов везде свои, корейцы либо адаптируют одну и туже модель под различные рынки, либо создают автомобиль под конкретную страну, порой с очень существенными отличиями от одноименных аналогов.
В Америке KIA построила завод в Вест-Пойнте (штат Джорджия), где выпускает две модели – Optima и Sorento. Нынешний Sorento стартовал в 2009 году с внутризаводским именем ХМ. Его задача – отобрать клиентов у Nissan X-Trail, Mitsubishi Outlander, Toyota RAV4 и т.д. Но ХМ маловат и потому не мог посягать на более платежеспособных клиентов Mazda CX-9, Toyota Highlander, Nissan Pathfinder, Ford Explorer... Корейцы решили не создавать еще одну машину, а усовершенствовать нынешнюю, догнав ее размеры до параметров, позволяющих всерьез конкурировать с крупными и дорогими моделями других фирм. Так появился KIA Sorento Prime с заводским именем UM, удлиненный на 95 мм (база прибавила 80 мм) и получивший вожделенные семь посадочных мест. В Америке сразу сняли с производства короткую версию, а в России обе разновидности существуют параллельно.
Разница между ними определяется в миллион рублей и два бензиновых двигателя. Если Sorento стартует с рубежа в 1 524 900 руб. с двигателем 2,4 (175 л.с.), то прайс Sorento Prime начинается от 2 179 900 руб. с V6 объемом 3,3 (249 л.с.). В линейке есть и дизельные версии.
KIA Sorento Prime – большой американский автомобиль. Для корейцев, изначально сориентированных на Америку, делать такую машину проще и приятней. Те, кто никогда не был в Корее, считают, что по Сеулу ездят в основном европеизированные микролитражки вроде Daewoo Matiz и KIA Picanto. И сильно удивляются, узнав, что самая маленькая машина в корейской столице – Hyundai Sonata, а массовый клерк норовит ехать на работу в офис за рулем американизированных KIA Quoris, Hyundai Genesis и Hyundai Equus.
Прекрасно зная целевую американскую аудиторию и подозревая, что и русские охотно пользуются американскими вещами, Sorento Prime наделили не европейской вальяжностью, мощью и комфортом. Автомобиль позволяет водителю отвлекаться на любование собой, пейзажами, отделочными материалами и хорошей музыкой системы Infinity. Вместо любимой европейцами отточенной управляемости – комфорт, размер и эргономика. Но не в ущерб базовым ценностям. Рулится Sorento Prime отменно. Усилитель – электрический. Благодаря нему, даже в самом напряженном повороте машину можно держать безо всякого напряжения одной рукой. Справится любая блондинка, не растеряется ни одна домохозяйка. Все просто, необременительно, с оттенком нежности и заботы. Кроме электрификации управления Sorento Prime имеет еще два достойных параметра – отличный двигатель и безупречные тормоза.
Бензиновый V6 объемом 3,3 л в России заявлен мощностью 249 л.с., а в Америке он же выдает 290 л.с. Рекомендуемое топливо – Аи-92. Едет Sorento Prime играючи, легко, непринужденно и всегда с запасом. Слаженность совместной работы с АКП-6 безупречна. В результате такого альянса автомобиль все делает вовремя, по первому требованию, с готовностью добавляя спорт в нетренированную повседневность обывателя. Но потенциалом двигателя все время хочется злоупотребить, реализуя его упоительные возможности. Тормоза по-европейски цепкие, что должно удивлять американцев. Но в сочетании с мотором V6, их настройки очень кстати. И, конечно же, специально под Европу и Россию – понятная нам подвеска с иными задними амортизаторами и новым креплением заднего подрамника. Плавность хода в результате американская, управляемость европейская.
Но упиваться техникой будет далеко не каждый владелец Sorento Prime. А вот комфортом – каждый. Создавая автомобиль для американцев, больше всего труда и души корейцы вложили в удобства, разложив их на составляющие: эргономику, обзорность, микроклимат, акустику, шумоизоляцию и алгоритмы электроники. Не преуспели лишь в двух дисциплинах – микроклимате и алгоритмах.
Когда прогресс был столь медлителен, что изобретение гвоздя растягивалось на несколько веков, люди успевали привыкнуть к инновациям, адаптироваться, перестать бояться и научиться применению. Но в наше время ждать никто не будет и если человек не успел в чем-то разобраться, он обречен. Но хуже другое. Гвоздь изобрел обыватель. Нынешние программы пишут специалисты, выращенные в пробирке, не догадывающиеся, что Земля населена людьми, а не программистами.
Инструкция к Sorento Prime весит 3 кг и состоит из 800 страниц. Прочитать ее невозможно, понять немыслимо, да и не все написанное в ней существует на самом деле. Простейшая борьба с подголовником ведет к позорной капитуляции и не имеет решения. В инструкции сказано, что достаточно нажать на кнопку и наклонить подголовник на требуемый угол. Кнопка нажимается, но подголовник стоит насмерть, не сгибаясь даже под ударом кулака.
Микроклимат охотно регулируется красивыми клавишами, но стекла обмерзают, индевеют, а в лицо дует внезапный мороз, поскольку термодатчику уже давно жарко, а водителю все еще нет.
Но самый коварный алгоритм программисты заложили в управление полным приводом, добившись неординарной колесной формулы... 4х1. На скромном снежном покрове Sorento Prime не счел необходимым подключать задний привод, предпочитая развлекаться веселым звоном единственного работоспособного колеса (Michelin Latitude X-Ice M+S 235/55R19).
В эпоху простой механики, незатейливая винтовка заряжалась унитарным патроном и стреляла. Если патрон давал осечку, его выбрасывали. Если следующий патрон тоже давал осечку, выбрасывали винтовку. Все происходило быстро и логично. В современной жизни подобный сценарий невозможен. Благодаря программистам ситуация – по аналогии с винтовкой – выглядит удручающе. Если оснащенный избыточной электроникой патрон дает осечку, современный боец достает на поле боя инструкцию и начинает перечитывать правила инсталляции. Если винтовка не стреляет, он достает еще одну инструкцию и переустанавливает драйвера к оружию, после чего пытается сконнектить оба девайса и прописать алгоритм совместимости. Застрявший на ровном месте Sorento Prime вызвал неподдельный интерес обывателей, охотно схватившихся за лопаты. Но перед началом раскопок они попытались добиться от автомобиля распределения крутящего момента по осям во внятной пропорции, всем коллективом отыскали нужные главы в инструкции, нажали на единственную кнопку управления трансмиссии и потерпели фиаско, отправившись за тягачом. Муфта Magna, со скоростью исполнения 0.15 сек, потратила время на что-то иное. В итоге тяжелый автомобиль, снаряженной массой 1849 кг, из позорного снежного плена выдернул ВАЗ-2109.
...Поскольку корейцы никогда не останавливаются на достигнутом, программу управления полным приводом они уже переписывают.