Можно было бы уже и привыкнуть к тому, что в нашей стране все и всегда иррационально. Однако не привыкается, хоть плачь! И каждая новая неординарность, всплывающая на поверхность отечественного бытия, раз за разом заставляет вспоминать слова классика: «Если на Святой Руси человек начнет удивляться, то он остолбенеет в удивлении, и так до смерти столбом и простоит».
Вот, скажем, агентство «Автостат» провело очередное исследование и выяснило – какая неожиданность! – что только за вторую половину апреля 11 брендов в России повысили цены. И нисколько не утешает тот факт, что переписывание прайсов затронуло лишь отдельные модели. Приведем несколько примеров. На 1,1–3,1% в зависимости от комплектации подорожал кроссовер Chery Tiggo 5, на 2,0–2,2% – его более старый собрат Tiggo FL, на 2,0–6,2% – компактвэн IndiS. Mercedes-Benz подтянул цену на купе CLA и универсал CLA Shooting Brake. В результате они потяжелели на 6–9%. В Nissan решили, что обновленный бюджетный кроссовер Terrano слишком уж бюджетен, и теперь за него придется платить на 4,0% больше. Французский Peugeot, страдающий от катастрофического падения продаж, тем не менее увеличил цену своего «каблучка» Partner Tepee на 7,3–11,5%.
Заметьте, это только малая часть сюрпризов, преподнесенных нам автопроизводителями, и только за коротенький период с середины до конца апреля. В целом же с начала года средняя цена машин в России повысилась на 16%. Неумолимо встает вопрос – а с какого, собственно, бодуна?
Главная и универсальная отмазка с течением времени не меняется – рост и падение. Рост курса евро по отношению к рублю и падение цены барреля нефти. Но здесь приходится сказать: «Стоп!» Дело в том, что за апрель этот самый баррель вырос на 16,8%. Но может быть это новая тенденция? Может быть, совсем недавно произошел крутой перелом, который автомобильные представительства просто не успели учесть и правильно отыграть? Ничего подобного. Рост цены на «черное золото» наблюдается уже квартал, и с середины февраля он составил уже 46,2%! За то же время рубль укрепился к евро на 16%! И где реакция – пусть самая незначительная, пусть очень робкая, пусть чисто имиджевая? Вот она, пожалуйста – с мая Datsun, продажи которого снизились на 53%, приписал к прайсу обеих своих моделей по 30 000 рублей.
Я уже не затрагиваю такие щекотливые темы, как цены на бензин, которые демонстрируют полную независимость от цен на нефть и упорно движутся в единственном направлении – не подумайте, что вниз. Я не говорю об удорожании как зарубежных моделей, производители которых громко и гордо заявляли о запредельном уровне российской локализации, необходимой для получения от государства существенных льгот, так и отечественных машин, априори избавленных от прямой увязки с курсом иностранных валют.
Если это не ценовой сговор производителей, то уж по крайней мере штука, на него весьма похожая. Если мне не изменяет память, то в нашей стране существует ведомство, в прямые обязанности которого входит реагирование на подобные «похожести». Или мы тут внизу чего-то не знаем в силу своей непосвященности...