Как выяснилось, вынужденное следование навязанным сверху установкам не отменяет рождения на каком-то этапе встречных инициатив. Подчас эти «идеи снизу» принимают настолько экстравагантные формы, что регулирующие органы в свою очередь оказываются в ступоре. Хвост внезапно начинает вилять собакой.
Затравленные экологами всех мастей, известные закоперщики в стане автопроизводителей Audi и Mercedes-Benz внезапно стали святей самого папы римского. Они принялись убеждать власти стран, определяющих развитие глобальных рынков, что внешние зеркала заднего вида – не более, чем анахронизм. Их-де следует заменить видеокамерами, чтобы улучшить аэродинамику будущих моделей, а это, в свою очередь, повысит эффективность использования топлива. Преимущество подобного технологического пируэта в том, что отказ от боковых зеркал, создающих турбулентность, снижает аэродинамическое сопротивление и позволяет сократить дополнительно на несколько процентов выбросы токсичных выхлопных газов.
Инженеры Audi продемонстрировали свое видение проблемы на примере предсерийной версии концептуального электромобиля e-tron quattro – он дебютировал на недавнем Франкфуртском автосалоне, а выпуск его намечен на 2018 год. Роль зеркал здесь исполняют видеокамеры, которые складываются и выдвигаются по команде водителя, а картинка того, что происходит за кормой машины, отображается на дисплее приборной панели. Впрочем, сами конструкторы с готовностью признали – водителю следить за низко расположенными мониторами неудобно, поскольку для этого приходится сильно наклонять голову. Но о каком удобстве «рулевого» может идти речь, если e-tron quattro получил прекрасный для своего класса коэффициент аэродинамического сопротивления 0.25, добиться которого помогают как раз отсутствие боковых зеркал и выдвигающийся задний диффузор?
Mercedes-Benz также объявил о начале борьбы с механическими системами заднего обзора. У штутгартского ультра-зализанного концептуального четырехдверного псевдокупе IAA видеокамеры скрыты в нишах, расположенных в задней части арок передних колес. Изображение с камер передается на экраны, размещенные по бокам салонного зеркала заднего вида, и это немного удобнее, чем на Audi.
Совершив сей технологический прорыв, автопроизводители совершенно логично поставили перед властями вопрос ребром: если вы требуете все новых и новых шагов по снижению содержания CO2 в автомобильном выхлопе, то обеспечьте гибкость технической регламентации, в частности, в отношении внешнего оборудования автомобилей. Раз видеокамеры эффективнее зеркал, то их вполне можно принести в жертву ради повышения топливной эффективности.
То, что подобного рода новшества не по-детски осложняют жизнь водителю, никого особо не волнует – помучаются и привыкнут. В конце концов, водитель новейшего танка «Армата» тоже ориентируется исключительно по мониторам.