Специалисты ожидают, что к концу текущего десятилетия дизельные двигатели исчезнут из-под капотов большинства европейских автомобилей, сообщает агентство Reuters. Скептицизм обуял инженеров после того, было подсчитано, сколько компании придется потратить на приведение ее моторов в соответствие с более жесткими нормами выбросов, установленными после скандала с Volkswagen, а также на прохождение новой процедуры тестирования, которая заработает с 2019 года.
И Renault, и его конкурент Peugeot, которые активно вкладывались в дизельные технологии, поначалу бросились защищать свои инвестиции. Однако недавно директор по конкурентоспособности «Рено» Тьерри Боллоре заявил, что перспективы у моторов на тяжелом топливе далеко не блестящие: «Ужесточение нормативов и методов тестирования приведет к росту затрат на технологические разработки до такого уровня, что дизели будут вытеснены с рынка». Ему вторит аналитик известной консалтинговой фирмы IHS Automotive Паван Потлури: «Все отказываются от дизелей, поскольку после 2017−18 годов они будут становиться все более и более дорогими».
Несомненно, дизельные моторы более эффективны, чем бензиновые — кто же с этим поспорит? Но одновременно они и более дорогие. Поэтому агрегаты такого типа уже давно не устанавливаются на самые маленькие автомобили Renault, вроде Twingo — задолго до дизельгейта, кстати. Дополнительные затраты на их приобретение просто-напросто не окупаются экономией на топливе. А вот к 2020 году ужесточение норм Euro 6 по выбросам приведет к тому, что от дизелей придется отказаться и машинам размерных классов B и С — то бишь, Clio, Megane и Fluence.
Нас в России это мало касается, однако продажи моделей мини, супермини и гольф-класса в Европе составили 1,6 млн штук, и более чем 60% из них были дизельными. Ожидается, что доля автомобилей с моторами, работающими на солярке, к 2030 году рухнет до 9% с нынешних 52% процентов. И вот серьезный удар по доходам, полученный автомобильными производителями там, уже стопроцентно аукнется нашим соотечественникам тут в виде очередного повышения цен и ухудшения сервиса.
Кому выгодна начинающаяся истерика? Несомненно, лоббистам электромобилей. Они всячески запугивают и правительства своих стран, и простых потребителей. Дескать, «в повседневной жизни» дизеля выбрасывают в атмосферу в пять раз больше вредных веществ, чем во время тестовых испытаний, что выхлопные газы способствуют образованию кислотных дождей, что вызванные ими респираторные заболевания ежегодно приводят к сотням тысяч смертей по всему миру.
При этом защитники за чужой счет окружающей среды — как правило, неспециалисты и демагоги — дружно хранят гробовое молчание касательно экологической вредности электромобилей, начиная с производства энергии на далеко не экологичных станциях и заканчивая проблемой массовой утилизации аккумуляторных батарей.
В то же время люди, непосредственно связанные с традиционной автомобильной индустрией, куда менее склонны к резким популистским заявлениям в русле нынешнего лицемерного мейнстрима. Так, директор по техническому развитию Audi д-р Штефан Книрш настаивает: «Я по-прежнему убежден, что дизели имеют огромный технический потенциал».
Собственно, у меня и в мыслях не было отрицать право на жизнь транспортных средств на электрической тяге. Пусть себе развиваются — но только в честной, открытой конкуренции с автомобилями, вооруженными двигателями внутреннего сгорания, без массового шельмования последних. Это будет для всех полезнее. А пока создается впечатление, что в открытой борьбе электрокары проигрывают вчистую, и их сторонникам по необходимости приходится прибегать к грязным трюкам.