Конечно же, и китайские, и японские салоны в первую очередь повернуты лицом к собственным потребителям. Однако даже мировые премьеры никоим образом не сориентированы на одну восьмую часть суши, на которой мы по праву обитаем. И это при том, что организаторы с нескрываемой гордостью сообщают о 160 участниках из 11 стран, 76 мировых и 68 локальных премьерах. Вот только нам-то что до них?
Японские киты, столь любимые от Владивостока до Калининграда, своих русских почитателей можно сказать кинули. Тойота откровенно ударилась в технологические эксперименты, которые подавляющему большинству наших соотечественников до лампочки. Они там, конечно, могут считать, что задают вектор развития всей автомобильной индустрии, но по сути продолжают подпевать разнообразным недипломированным защитникам экологии, которые не видят, что угроза жизни на планете таится совершенно в другом.
Новый Prius хорош только тем, что он — гибрид, и этот факт любви к нему со стороны наших не добавляет. Мировая премьера концептуальной разработки FCV Plus, работающей на водороде, скорее всего так и останется единственным явлением в свет этого «транспортного средства для общества будущего». В качестве концептов представлены и остальные обитатели стенда компании — кроссовера C-HR, городского малыша KIKAI, мини-спорткара S-FT. Их будущее и так-то сомнительно, а в нашей стране и подавно. Люксовый бренд компании притащил «новинку» с Детройтского салона — суперкар Lexus GS F. Этот, конечно, может к нам забрести, но мы его уже видели раньше. А водородный седан FL-LS также предстал лишь в виде концепта. В общем, небогато, даже с учетом очередного человекообразного мини-робота, которые у японцев получаются куда лучше, чем дизайн или моторы.
Полтора десятка лет бесплодной борьбы с ДВС ничему не научили и Honda. Идея концепта Clarity Fuel Cell вполне понятна из названия. Этот дважды прототип работает на топливных элементах и после второй реинкарнации может преодолевать без дозаправки 700 км. Готов поспорить, что несмотря на увеличенный радиус действия, в Россию он таки не доберется, даже если и попадет чудом на конвейер. Как, впрочем, нам вряд ли светит предсерийная версия гибридного суперкара NSX с тремя его электромоторами и V-образной «шестеркой» — упряжка экологичнее некуда... Civic Type R, увы, уже не нов, а остальные модели ориентированы на японский внутренний рынок — это минивэн Honda Odyssey, спорткар S660 и городской автомобиль N-BOX.
Еще один именитый концерн Subaru также не поскупился на концепты. Прежде всего, он показал кроссовер VIZIV Future Concept, который планируется оснастить либо гибридной системой нового поколения, либо дивгателем с турбонаддувом. Далее, посетители познакомились с полноприводным пятидверным хэтчбеком Impreza 5-Door. По первым впечатлениям, этот как раз имеет шанс добраться до сборочной линии, но будет ли он поставляться к нам — неизвестно. Насчет же серийного Subaru Forester 2017 модельного года как раз все ясно — версия нацелена на японский рынок. Ну и на закуску упомянем о специальной версии WRX STI — S207 с перенастроенным двигателем мощностью 328 сил. Новинкой в полном смысле слова назвать ее тяжело, да и предназначена она опять же для внутреннего употребления.
Никак не успокоится со своими роторно-поршневыми двигателями Mazda. Она выкатила на подиум спортивный RX-Vision с мотором, работающим по принципу Ванкеля. Как бы мы не относились к надежности подобной конструкции, протестировать ее нам удастся нескоро — это опять концепт. Перспективными разработками отделались Nissan, показавший нескладный кубик Teatro For Days, практически беспилотник IDS и купе Grand Turismo, Datsun с прототипом D-base и Mitsubishi со своим eX Concept, демонстрирующим взгляды конструкторов на будущий фирменный дизайн.
Если столь неизобретательными и негостеприимными оказались хозяева выставки, то что спрашивать с гостей? Mercedes-Benz — один из немногих европейских производителей, который хоть что-то привез. Пусть даже это «что-то» представляет собой не совсем свежие Smart, дизельный GLE 350d и полумакет-полупрототип Vizion, в активе которого кроме футуристичного дизайна способность к самостоятельной рулежке без участия водителя. Остальные решили «прокатить» не только нас, но и самих японцев. Например, «Баварские моторы» провели премьеру сверхзаряженной версии BMW M4 GTS, а Porsche – неукротимого Macan GTS. Отсутствие интереса к японскому рынку совершенно справедливо — тот изначально варится сам в себе и сильно отличается от европейского. Так зачем тащиться в чужой монастырь со своим уставом, да еще через океан?
Как и следовало ожидать, проведенное в Стране восходящего солнца мотор-шоу ни в малейшей степени не учитывает интересы российских покупателей. Такой подход со стороны наших японских друзей совершенно не симптоматичен. Но родной Центробанк, окончательно заигравшийся в курс рубля, может на корню подорвать интерес к нашей стране и у европейских автопроизводителей, а это куда более более неприятная штука. Все же хотелось бы, чтобы через пяток лет на дорогах России встречались не только китайские и российские автомобили.
[article=— left]