В целом «летний» сезон ралли-рейдов был открыт более чем достойно: с безумной борьбой, премьерами и загадками. Увы, не обошлось и без неприятных моментов. Второй этап соревнований, на котором экипажи штурмовали барханы «Большой Брат» и «Африка», был урезан с 280 до 226 километров. Часть гонщиков были вынуждены финишировать на «Африке». Причина тому: трагедия на «Большом Брате», где гоночный МАЗ сбил одного из фотографов. Около сорока журналистов расположились на вершине бархана – самой удобной точке съемки в этих местах.
Неожиданно бархан стали штурмовать сразу три грузовика: один КамАЗ и два МАЗа. Огромная толпа металась между многотонными махинами. Одному не повезло, и он оказался под колесами МАЗа. Слава богу, среди журналистов и зрителей оказался врач-реаниматолог, и парень выжил. Пока ждали вертолет, пострадавший лежал прямо в «створе», отчего последующие участники гонки не могли там проехать. Журналисты вынуждены были сигналить руками гонщикам, чтобы они изменили маршрут, отчего автоматически точка не засчитывалась. Руководитель гонки Владимир Королев принял решение, согласно которому результаты этапа будут считаться по прохождению предыдущего бархана – «Африке». А журналиста эвакуировали вертолетом в тяжелом состоянии в больницу.
Можно, конечно, свалить ответственность за случившееся на организаторов и пилота. Но не стоит забывать, что работа фотографа и оператора на ралли-рейдах сходна с работой в горячих точках. Своеобразная лотерея, в которой выигрыш - жизнь и удачный кадр. Это не чиновников и «торжественные открытия» снимать! Поэтому лучше воспринять трагедию как данность профессии – здесь работают не менеджерами по продажам в уютном офисе. И лишний раз вспомнить о технике безопасности: от наличия яркой одежды до выбора точки съемки. Уверен, что коллега выкарабкается. В мире ралли-рейдов слабаков не бывает нии среди спортсменов, ни среди журналистов.
Небольшой пролог и три спецучастка общей протяженностью более тысячи километров по степям и пескам Астраханской области нужно было пройти за четыре гоночных дня. И хотя погода на этот раз пощадила «Каган» (небольшие осадки лишь утрамбовали почву, а степной ветер не так уж сильно досаждал участникам), до финиша доехали далеко не все.
Можно даже сказать, что в этом году «Золото Кагана» поставило своеобразный рекорд – 40 процентов экипажей не дошли до конца. Заявки подали более 50 экипажей, на старт последнего этапа вышло 35, а к финишу пришло и того меньше. И это были далеко не новички, а опытные и именитые гонщики. Например, на последнем участке перевернулся и выбыл из гонки экипаж Евгения Фирсова и Константина Жильцова на Toyota Hilux – лидеры абсолютного зачета категории Т1. В результате первым в Т1 и четвертыми в «абсолюте» стал экипаж Виктора Хорошавцева и Андрея Самарина на BMW X3. Самое интересное, что это была их первая летняя гонка – до этого только баха «Северный Лес». Также выбыл международный экипаж Николая Антонова и Мариса Нейхсанса на прототипе, построенном знаменитым «Лисом Пустыни» Жан-Луи Шлиссером. Несказанно порадовав зрителей на «Северном Лесе», в этот раз экипаж быстро выбыл и простоял в технопарке.
Кстати, «Золото Кагана» еще и первый российский этап, где происходит первое в году столкновение многотонных гоночных грузовиков категории Т4. Следовательно – новый виток давнего противостояния КамАЗов и МАЗов. Несмотря на упорное сопротивление белорусов, призовой подиум в грузовой категории вновь заняли экипажи из Набережных Челнов. Но победа далась им не так уж и просто – белорусы дрались до последнего и финишировали на двух грузовиках, один выбыл. Тем не менее, экипаж Александра Василевского занял 4 место в грузовом зачете и 5 в «абсолюте». Призовые места в Т4 заняли камазовцы Андрей Каргинов, Айрат Мардеев и Антон Шибалов.
На «Золоте Кагана» «КамАЗ-Мастер» наконец-то вывел на гоночную трассу капотный аппарат под управлением знаменитого Эдуарда Николаева, который был представлен публике еще в прошлом году. Тогда он был командного синего цвета, а сейчас стал черным. Со стороны капотник напоминает машину из автопарка героев постапокалипсического блокбастера «Безумный Макс». На фоне песков он выглядит крайне эффектно! Увы, капотник оказался не совсем доработанным – на каждом этапе происходили поломки. Так, на втором этапе отказала турбина и грузовик не смог финишировать. На третьем сломалась подвеска. Зато на последнем СУ он стартовал пятнадцатым, а финишировал первым! Увы, по итогам гонки стал лишь 24. Так что до «Шелкового пути» сей гоночный болид будет дорабатываться – впереди еще этап в Волгоградской области.
Но это еще не все сюрпризы команды. На «Золоте Кагана» команда представила российско-китайский экипаж Хоу Хоньи, Шень Синя и Андрея Мокеева под номером 305. С гражданами КНР камазисты познакомились в конце прошлого года во время презентации ралли-рейда «Шелковый Путь» в Пекине. По словам китайских гонщиков, астраханские степи и пески сильно напоминают китайские просторы (особенно Внутреннюю Монголию – вотчину китайских поклонников ралли-рейдов) и особых тягот не доставили. Проблемой стал языковой барьер в экипаже: и русский, и китайский – сложные языки, и их за полгода не освоишь. Призовых мест интернациональный экипаж не занял, но показал себя более чем динамичным.
Не менее интересные коллизии происходили в профильной категории «Рейд- спорт». В ней за гонку сошлись больше половины экипажей. В лидерах по-прежнему остается команда российской техники «ГАЗ- Рейд- Спорт». Первое место занял экипаж «Газели Next» Михаила Кострукова и Олега Нежнова, который до этого твердо держался в «серебре» и «бронзе». Они же стали восьмыми в абсолютном зачете. А вот трехкратные чемпионы РФ Александр Коструков и Евгений Павлов на газелевском прототипе Т1 так же, как и камазовский капотник, увы, не добрались до призовых мест.
Назвать это неожиданностью язык не поворачивается, ведь «ГАЗ- Рейд- Спорт» надежно окопался в своей категории. Сюрпризом оказался негласный легковой зачет, в котором экипаж Кострукова-Нежнова стал третьим, обойдя иностранные БМВ, Тойоты и Мицубиши. Это можно назвать реальным наступлением на категорию Т1. Но здесь есть определенная закавыка: по официальному и достаточно корявому варианту РАФ, зачет «абсолют» приемлем только для двух категорий: Т1 и Т2. А как же остальные? Неполноценные что ли? Получается, что если гонщик национального класса на УАЗе вдруг «сделает» иностранца за миллион евро, это не считается достойным результатом? Ходят слухи, что это было сделано специально, чтобы не допускать небогатых спортсменов к гоночным вершинам. Посему, сам по себе возник неофициальный зачет, где все категории выступают на равных, и царит демократия. Также газовская команда заняла второе командное место, окончательно укрепившись в лидерах командного зачета.