Собственно говоря, про коварство маршрута участники узнали еще на предстартовой конференции. Автор трассы Сергей Таланцев (он же автор «Шелкового Пути») сразу предупредил, что будет много «головоломок», успешное решение которых зависит не только от штурманских навыков, но и умения пилота реализовывать эти навыки на огромной скорости. Хотя на роудбуке в шутку было написано: «С любовью, ваш Таланцев». Кто-то юмора не понял и только ухмылялся: этап небольшой, всего два гоночных дня и три спецучастка на 580 километров. То есть хорошая возможность для последней обкатки техники и финальных доработок агрегатов. Но не тут-то было!
Видимо, только команды КамАЗа и МАЗа догадались о предстоящих сложностях и предпочли проводить тренировки в других местах: на «Великой степи» грузовой зачет представлял лишь «Газон Садко», которой на практике больше работал эвакуатором для других участников.
Это уже после гонки спортсмены скажут большое спасибо организаторам за интересную трассу. Даже те, кто не дошел: из 37 вышедших на старт экипажей до финиша добрались только 12. Убийственная статистика сходов для такого небольшого и по времени, и по протяженности этапа. В категории стандартных внедорожников Т2 вообще было невозможно заполнить подиум – добрались всего два экипажа.
Кстати, Волгоградская область только в прошлом году вошла в календарь ралли-рейдовых поединков. И первый блин оказался далеко не комом. Местные степи и пески органично сочетают в себя все «прелести» двух других популярных мест: Калмыкии и Астраханской области. И по ландшафту, и по коварству. Тот же запутанный лабиринт степных дорог, коварные повороты, подъемы и спуски, местами «зеленка» и излюбленные журналистами «песочницы», которые дают самые эффектные кадры. Кстати, один такой яркий кадр получился: на песчаном спуске багги команды Suprotec Racing под управлением Сергея Калинина «клюнула носом» в песок и сделала уши. Что, кстати, не помешало парням взять первое место в своем зачете. Из 11 стартовавших «кибиток» дошли только три. Например, пришлось сойти Марии Опариной.
«Встать на уши» пришлось и экипажу Всеволода Кущинского и Екатерины Ковалевой на Toyota Land Cruiser Prado 120. Пилот не расстроился и довольный написал в своем блоге: «Я сделал свои первые «уши»!!! Принимаю поздравления. Настоящее боевое крещение!»
Что же, все когда-нибудь происходит впервые. Даже и у суперпрофессионалов. После финиша Константин Жильцов рассказал, что впервые почувствовал, как у них отлетело колесо. Это был первый раз за его многолетнюю гоночную карьеру. В результате экипаж Васильева и Жильцова потерял 20 минут, но обошел всех с большим отрывом и стал первым в «абсолюте». Кстати, из общего количества дошедших до финиша экипажей, семь – категории Т1. Трасса показала, что по ней смогут пройти самые надежные, и соответственно самые дорогие автомобили. Но и «абсолюту» не удалось избежать поломок и потерь: сгорали моторы, горело сцепление, на ходу разваливались коробки передач, а колеса запросто превращались в лохмотья. Экипаж Александра Бочкарева и Александра Чернова истратил обе запаски и 40 километров добирался до финиша даже не на спущенном, а разорванном колесе. В результате диск стал квадратным, а резина фактически сошла. Сами гонщики иронично заявили, что так автомобиль лучше держит дорогу… Не попал на призовой подиум и знаменитый Борис Гадасин. Подвела навигация, и его недавно построенный прототип засел между двумя промоинами.
Словом, волгоградские ландшафты взяли свою дань с гонщиков. Но больше всех досталось команде «ГАЗ Рейд Спорт». Из шести ее экипажей ни один не добрался до финиша. Такое произошло впервые за всю историю команды! И впервые в зачете «рейд спорт» на призовом подиуме не было ни одного газовца, а первое место занял их извечный конкурент Алдис Вицланс. Хотя весь первый день гоночные «Газели» команды шли в лидерах. Сходы начались на второй день, когда прототип Александра Кострукова и Евгения Павлова встал на передний бампер, а экипаж Леонида Панфилова и Рамиля Замалетдинова, претендовавший на третье место, потерял сцепление. Больше всего было обидно за женский экипаж команды (кстати, единственный на гонке), претендовавший на второе место в зачете. Татьяна Елисеева и Елена Правдина сошли всего за 10 километров до финиша. Для команды, спортсмены которой трижды становились чемпионами России, это грустное событие.
– Сказать, что мы расстроены, это ничего не сказать, – заметил капитан команды Вячеслав Субботин. – Что ни говори, а мы уже сильно привыкли к подиуму. Но это вовсе не значит, что мы опустили руки. Напротив, еще выше засучили рукава и к следующей гонке будем во всеоружии. Есть еще и спортивная удача, которая не может всегда быть рядом. И спасибо организаторам за сложный и коварный маршрут – без таких турниров не попасть на «Дакар» или «Шелковый Путь».