Своим рождением «Нива» (сегодня – LADA 4x4) обязана председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину, настоявшему на разработке «полноприводного автомобиля повышенной проходимости для сельской местности».
С момента появления на свет ВАЗ-2121, первый и доселе единственный вазовский внедорожник смог завоевать неслыханную популярность не только в нашей стране, но и за рубежом: модель покупают более, чем в ста странах мира. Еще бы – она неприхотлива в эксплуатации, легко ремонтируема и, что самое главное, обладает завидным внедорожным потенциалом.
Пожалуй, за это можно простить машине все: и убогий дизайн, и кондовый салон, и воющий мотор. Быть может, когда-нибудь вазовцы причешут ее под мало-мальски современный автомобиль, но даже если такое произойдет, то явно не скоро. Давайте лучше вспомним самые неоднозначные из всех когда-либо произведенных модификаций тольяттинского «вездехода».
ВАЗ 21218 «Фора»
В отличие от традиционного ВАЗ 2121, эта версия могла похвастать приподнятой за счет пластиковой надстройки крышей и увеличенными на 300 мм дверями. Дополнили картину расширители колесных арок и диски обновленного дизайна.
Внутри появился широкий и удобный диван от «восьмерки», пришедший на смену дубовым задним сидушкам, а за дополнительную плату можно было заказать гидроусилитель рулевого колеса и – трудно поверить – даже кондиционер! Финальным аккордом стал эффектный декоративный обвес, выраженный в накладках, молдингах и массивном кенгурятнике на «морде».
ВАЗ 212183 «Ландоле»
Об этом «проходимце», не имеющем ни крыши, ни дверей мечтали едва ли не все постсоветские охотники-рыболовы. Только вот купить его было достаточно сложно – русский Wrangler изготавливали в Тольятти строго по предварительным заказам.
Машину оснащали дополнительным каркасом безопасности, а по кругу обвешивали защитными трубами-кенгуринами. Среди прочих особенностей модели – расширенные арки и пороги, складывающиеся боковые зеркала и, прости Господи, линолеум в салоне. От дождя экстремалов-путешественников спасал плащ-брезент, который, по слухам, в ливень сдерживал воду не лучше дуршлага.
От летящих из-под колес камушков и грязи седоков оберегали специальные ограничители в нижней части дверных проемов, тканевые сиденья сменили кресла из легко поддающегося чистке кожзама.
ВАЗ 2131
Та самая пятидверная «Нива», которую, пусть и с малозначительными доработками, до сих пор клепают на Волжском автозаводе. Автомобиль смог обзавестись еще парочкой дверей благодаря полуметровой вставке в типовой кузов, в результате чего увеличилось на 125 мм расстояние между передним и задним рядами кресел.
Понятное дело – растянулась и до 2700 мм колесная база. За счет прибавки в весе, машина стала значительно хуже ускоряться, а вместе с тем гораздо больше потреблять бензина. Что, впрочем, совсем не пугало потребителей, выстраивающихся за «пятидверкой» в очередь.
Сейчас удлиненная LADA 4x4 особым спросом не пользуется даже несмотря на то, что теперь ее антикоррозийная защита стала более эффективной, а крестовины в кардане – о чудо – заменили на ШРУСы.
ВАЗ 21213 «Тайга»
Рестайлинговая «Нива» рождалась в муках: над ней тольяттинцы работали с 1989-го по 1993 годы, а в серию новинка пошла в 1994-м. В итоге потребители получили машину с новыми задними фонарями и слегка подретушированной пятой дверью.
Интерьер преобразился за счет иной отделки, мягких сидений и перелицованной панели приборов. Но картина была бы неполной без изменений в технике: «Тайга» обзавелась более мощным 1,7-литровым мотором, карбюратором «Солекс» и бесконтактной системой зажигания.
Экспортный вариант LADA 4x4 Taiga, что сейчас продается в ряде европейских стран, от постсоветского экземпляра отличается наличием антиблокировочной системы тормозов, подушек безопасности, электронной педали газа и прочими полезными улучшениями.
ВАЗ 2329 «Пикап»
Разумеется, нынешняя LADA 4х4 Pickup по сравнению с предком чуточку похорошела, но в целом это все тот же четырехместный внедорожник с открытым бортом и полностью складывающимися сиденьями заднего ряда.
В основу автомобиля, получившего увеличенный на 300 мм задний свес, легла колесная база от пятидверной «Нивы». Правда, в отличие от последней пикапу грузоподъемностью до 650 кг достался еще один топливный бак, благодаря чему объем горючего увеличился до 84 литров.
Кстати говоря, волжане мелкими партиями выпускали и двухместный вариант «проходимца» ВАЗ 2328 под названием «Волк». Но не снискав популярности, модель отправилась на свалку истории.