На протяжении последних десяти лет этот мемориальный автомобиль находился в экспозиции музея «Союзники и ленд-лиз», куда его передал внук знаменитого полководца. Однако сейчас музей, располагавшийся в здании одной из школ в центре столицы, выселяют из предоставленных ему помещений: новому школьному начальству эти комнаты нужны для других целей.
При «великом переселении» самым непростым оказалось вывезти джип Рокоссовского. Чтобы погрузить его на платформу эвакуатора, ретро-«мотор» весом более тонны пришлось выкатывать с места его музейной стоянки... через окно.
В «спецоперации» принял участие и внук легендарного маршала Константин Вильевич Рокоссовский. Из крепких досок соорудили пандус, а чтобы «нацелить» на него автомобиль несколько мужчин перекатывали старую машину по залу музея, выруливая в нужное положение. Сам процесс «вытаскивания» занял буквально 15 минут. С наружной стороны здания вплотную к стене подъехал эвакуатор. Его площадку подняли вровень с подоконником, затем зацепили джип буксирным тросом от лебедки... «Поехали!» Маршальский внедорожник плавно вкатился по доскам на подоконник, так же плавно переехал на площадку эвакуатора. Оставалось только приподнять ретро-машину краном и развернуть на 90 градусов.
Константин Рокоссовский-младший пояснил корреспонденту «Автовзгляда», что мемориальный автомобиль отправляется в Музей техники Вадима Задорожного, которому она передана во временное распоряжение. После необходимой реставрации старый джип будет выставлен в одном из залов. Константин Вильевич поделился некоторыми интересными подробностями из биографии этого «мотора».
– Данный экземпляр командирского вездехода Willys был собран на заводе Форда в августе 1944-го (в техническом паспорте стоит даже более ранняя дата выпуска: 1942 год – авт.) и отправлен в Россию по программе ленд-лизовских поставок. О первых годах его армейской службы конкретных сведений нет. Скорее всего, он принимал участие в боевых действиях в составе одной из частей 2-го Белорусского фронта. После окончания войны Willys был передан в Северную группу советских войск, которая дислоцировалась в Польше. Дальнейшие перемены в судьбе джипа зафиксированы в его сохранившемся техпаспорте. В августе 1949 года машина была снята с учета в Автоотделе Северной группы войск, ее переправили в Москву – в распоряжение Автобронетанкового управления Московского военного округа.
Вскоре этот автомобиль был передан моему деду-маршалу для хозяйственных нужд. На протяжении многих лет безотказный внедорожник был в нашей семье «рабочей лошадкой». На нем перевозили тяжести, использовали для обслуживания сада и огорода, ездили на рыбалку и в лес по грибы... Константин Константинович всегда сидел впереди, на правом от водителя месте. Позднее мы выезжали на парады военной ретро-техники, кроме того этот джип участвовал и в съемках нескольких фильмов. Однажды при возвращении с очередной такой съемки на Дмитровском шоссе нас тормознул гаишник. «В чем дело?» – «На вашей машине номера фальшивые!» Оказывается, инспектору не понравились номерные знаки «доисторического» образца – на желтом фоне две черные буквы и четыре цифры. Такие выдавались на машины еще в конце 1940-х – 1950-е годы, и к нынешнему времени почти все они уже исчезли. Однако на этом Willys мы оставили те номера, которые он получил при «прописке» в нашей семье. В тот раз едва удалось уладить дело с въедливым сотрудником ГАИ...
В лихие 1990-е и в начале 2000-х несколько раз налетчики вскрывали гараж на нашей подмосковной даче, однако старый джип эту криминальную публику, видимо, не заинтересовал. Но однажды лишь чудо спасло машину: мы поехали на ней на берег водохранилища, а пока отсутствовали, кто-то поджег дачу. Не окажись Willys в тот момент в отъезде – может быть, и он сгорел бы, как много другое.
Вскоре после этого один из моих знакомых по клубу любителей автомобильной старины рассказал, что в Москве энтузиастами создан музей ленд-лиза и предложил передать туда автомобиль. Так я и сделал. Willys находился в этой экспозиции почти 11 лет...