При этом ГАИ настолько увлеклась дословным выполнением буквы закона, что сейчас любая машина, хоть слегка отличающаяся от заводской комплектации, может быть снята с регистрации по мановению полосатого жезла любого инспектора ДПС. Ситуация зашла настолько далеко, что в Госдуме даже провели специальные слушания. Накал непримиримой борьбы ГИБДД с «нестандартными» машинами засиял особенно ослепительно после того, как законодатель отобрал у придорожных полицейских право «снимать номера» за «левый ксенон» в фарах и неправильную тонировку стекол машин. Подобные изменения в конструкцию авто запрещены Техрегламентом таможенного союза.
Последний, напомним, вступил в силу с 1 января 2015 года. Но пока у ГИБДД не отобрали возможность снимать госномера с машин нарушителей, для граждан ничего толком не изменилось. Однако ситуация, когда любители тонировки безнаказанно (500-рублевый штраф — это же смешно!) катаются по дорогам страны, дико раздражала как рядовых сотрудников полиции, так и их начальство. И с начала 2016 года ГИБДД «прогнала» сотрудников ДПС через специальный курс обучения, по окончании которого слушатель получал удостоверение инспектора гостехнадзора. То есть примерно с весны 2016 чуть ли не все сотрудники дорожной полиции поголовно имеют полномочия давать заключение о соответствии машины требованиям Техрегламента.
И началась «веселая» жизнь для массы автовладельцев. Если у вас машина работает на газу (а это, считай, полстраны) или с нестандартным глушителем, или у нее «кенгурин» с лебедкой, или спойлер на багажнике или что-то подобное, то банальная проверка документов сотрудником ДПС окончится, скорее всего, следующим образом. Патрульный выпишет вам штраф по статье 12.5 КоАП — «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых… эксплуатация транспортного средства запрещена». За это полагается небольшой штраф — 500 рублей. Но одновременно полицейский составит и вручит автовладельцу предписание устранить эти «неисправности или условия» — демонтировать тонировку, ГБО, спойлер
Выполнить его и представить машину на осмотр нужно в течение 10 дней. Если нет — авто будет снято с регистрации в ГИБДД, то есть фактически запрещена его эксплуатация! Теоретически существует путь для легализации нестандартного оборудования. Но он громоздок и длителен. Рассмотрим его на примере популярного ГБО. Получив предписание от инспектора о демонтаже, все оборудование придется снять! Потом написать в ГИБДД заявление о «внесении изменений в конструкцию» с указанием модели ГБО и организации-установщика.
Далее едем на техническую экспертизу (в Москве ее проводит НАМИ), которая определит допустимость установки ГБО. По результатам испытаний надо получить заключение, разрешающее установку нестандартного оборудования. Далее в автосервисе устанавливаем оборудование. Потом опять едем в НАМИ, где получаем еще одно заключение — о правильности установки ГБО. И уже с этой бумагой едем в ГИБДД, где получаем новые документы на машину с фразой «установлено ГБО». Все эти дополнительные «телодвижения» с экспертизами, разумеется, оплачиваются из кармана автовладельца и оцениваются в 8000−12 000 рублей. В конце концов он получает то же, что и было, но тратит кучу времени, нервов и приличную сумму денег. В результате теряется вся экономическая выгода от эксплуатации ГБО.
А все начиналось с борьбы против «тонировщиков» и «колхозного ксенона«…На оперативное и разумное решение сложившейся ситуации рассчитывать не приходится. Присутствовавший на круглом столе в Госдуме замначальника столичной ГИБДД подполковник Алексей Диокин пообещал лишь, что «по результатам заседания принято решение создать рабочую группу по обсуждению насущных вопросов внесения изменений в конструкцию транспортных средств, в том числе легализации этих действий».