Итак, в конце прошлой недели на стол главы МВД страны Владимира Колокольцева лег проект приказа «Об утверждении порядка определения соответствия условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, установленным требованиям». Если перевести с казенно-полицейского языка на русский, то подчиненные из ГАИ предлагают министру определить, что должны иметь автошколы, чтобы сотрудники авоинспекции принимали экзамены на их базе, а не в своих экзаменационных подразделениях. Но мало того, что проект приказа появился с сумасшедшим опозданием и до 1 сентября вряд ли будет зарегистрирован Минюстом (сейчас его еще можно поправить на regulation.gov.ru), так он еще накладывает на автошколы такие обременения, что далеко не каждая из них их потянет.
Между тем, именно с 1 сентября 2016 года ГИБДД должна принимать экзамены по новым правилам. А согласно им, все экзаменационные площадки должны соответствовать определенным требованиям. Так вот сама ГАИ из-за недостатка финансирования свои «приемные пункты» должным образом оснастить не может. Да что там, у нее даже нет средств на закупку необходимого числа экзаменационных машин, на которых нужно принимать экзамены по 16 категориям и подкатегориям водительских удостоверений. Нет у нее и оборудованных автодромов. Да и необходимого числа классов с современными аппаратно-программными комплексами для проверки теоретических знаний явно недостаточно. Всей необходимой материально-технической базой располагают в стране считанные подразделения службы. Иначе говоря, 1 сентября вся экзаменационная деятельность ГИБДД может встать — «права» выдавать перестанут.
Чтобы не допустить коллапса, умники из ГАИ решили переложить все тяготы организации экзаменов на автошколы. И те, вроде бы, и не против. Однако прочитав бумагу, рожденную в недрах Госавтоинспекции и подсунутую на подпись министру внутренних дел, специалисты схватились за голову. МВД потребовало у автошкол выполнения ряда условий, которых нет даже в соответствующем правительственном постановлении на эту тему, и которые к экзаменационным площадкам самих гаишников не применяются!
Это и избыточные требования к теоретическому классу: наличие технической документации на все и вся, технических условий, документов, удостоверяющих качество продукции, сертификатов соответствия, оборудованных мест для ожидания граждан, наличие отдельного входа. И столь же странные — к площадке: схемы организации движения, помещение (на площадке для вождения!), навесы, туалеты. Таках требований, повторимся, нет ни в одном законе страны, ни в постановлениях правительства.
И если коротко, то теперь для соответствия требованиям ГИБДД каждая автошкола должна потратить от 500 000 до 1 000 000 рублей, пройти многомесячные согласования-утверждения. До 1 сентября им точно не успеть. Зато приказ еще можно исправить…