Так, ее предыдущая версия в некоторых своих пассажах откровенно противоречила здравому смыслу. В ней, в частности, не было прописано, с чего начинать замер времени выполнения упражнения и где его заканчивать. И это при том, что превышение установленных нормативов означало для испытуемого печальный вердикт «выходи — не сдал». На схемах некоторых упражнений отсутствовали длины, размеры и т. д. и т. п. Печально, но новый регламент не только сохранил практически все эти огрехи, но и наплодил новые.
Не будем подробно говорить о том, что «исправленные» схемы упражнений не исправлены. В документации, которой должны руководствоваться автошколы и собственно экзаменационные подразделения ГИББД при организации площадок, перепутаны условных обозначения, придуманы никому непонятные новые. В размерах площадок под те или иные экзаменационные действия по-прежнему сам черт ногу сломит — все запутано-перепутано.
Не станем так же спрашивать, почему теперь «для оказания помощи при фиксации ошибок кандидатов в водители при выполнении испытательных упражнений, в случае наличия такой необходимости, привлекаются сотрудники экзаменационного подразделения или представители организации, осуществляющей образовательную деятельность». Но здесь хотя бы понятно, что гаишники, во-первых, расписались в собственном непрофессионализме, когда инспектор в силу низкой квалификации в одиночку не в состоянии зафиксировать все происходящее на экзамене. И, во-вторых, признались, что их человеческих ресурсов катастрофически не хватает.
Однако все это — мелочи по сравнению с тем, что на экзамене теперь официально предусмотрена возможность… опрокидывания транспортного средства.
Задний ход в карман гаишника
Вы думаете — это вид ДТП? Отнюдь. Ведь в соответствии с вышедшим «шедевром», который, кстати, прошел государственную регистрацию, это теперь просто ошибка, после которой выставляется оценка «не сдал». А ведь в приказе МВД (Приложение №6 к Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел) подобный инцидент трактуется как вид ДТП, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. Но разработчикам приказа это, по всей видимости, неизвестно.
А все призывы общественности отказаться от 35-секундного прохождения испытуемым этапа скоростного маневрирования (или хотя бы увеличить временной интервал) были проигнорированы. А ведь в отведенное время с заданием и не всякий профессионал справиться, не говоря уж о новичке за рулем.
А как вам требование заезжать в гараж задним ходом с первой и единственной попытки? Даже опытные водители, выполняя этот маневр в условиях крайне плотной городской парковки, по несколько раз сдают назад-вперед, чтобы аккуратненько вписаться в узкое парковочное пространство в заставленных машинами дворах. Кому мешает подобное маневрирование и на что глобально влияет? Наверное, только на возможный торг полицейского экзаменатора с начинающим «рулевым»…
Права для слепых
И совсем уж цинично выглядит новая редакция пункта 43. Согласно ему, «место ожидания и приема, а также места для заполнения заявлений должны соответствовать комфортным условиям для заявителей, в том числе для лиц с ограниченными с физическими возможностями». К этому абзацу претензий нет, поскольку с люди с некоторыми даже очень серьезными заболеваниями могут быть допущены к управлению т/с и им действительно нужно создавать особые условия для получения госуслуги.
Однако ГИБДД включает в этот список «инвалидов, использующих собак-проводников (последних — при наличии документа, подтверждающего их специальное обучение)», а также «инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения… с допуском тифлосурдопереводчика».
Для этой категории лиц ГАИ предусматривает «дублирование необходимой звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля».
И ведь невдомек придорожным полицейским, что данная категория инвалидов имеет противопоказания к управлению транспортными средствами и они по факту не обратятся за данным видом госуслуги. Собаки-поводыри — это для слепых, как и рельефно-точечный шрифт Брайля. Тифлосурдопреводчики — для слепоглухонемых. Разработчики бумаги этого не знали? Или это отражает ту степень пофигизма, с которым готовился документ? Да нет, все гораздо проще если знать, сколько стоит перевод всей информации, размещенной на стендах в экзаменационных подразделениях службы на «язык» Брайля. Минимальные расценки: 1000 рублей за восемь букв. И сейчас даже сложно подсчитать, сколько десятков, если не сотен миллионов «деревянных» придется заплатить переводчикам и изготовителям этих табличек, чтобы оснастить ими все офисы ГАИ. При том, что ни одни слепоглухонемой не обратится за получением этой госуслуги. Отменный, согласитесь, вышел гешефт для всех заинтересованных в освоении бюджетных денежек сторон. И вот бы прокуратуре разобраться, какой процент от этих сумм осядет в гаишных карманах в виде комиссионных.
Билетная «касса» ГАИ
И на этом фоне даже неуместно говорить о других многочисленных ошибках, содержащихся в тексте якобы обновленного регламента. Но придется, поскольку если их в срочном порядке не исправить, от гаишного головотяпства могут пострадать миллионы граждан если учесть, что ежегодно на права сдает около 2 млн. человек и несколько сотен тысяч «лишенцев».
Комментируя на днях свое нормотворчество, начальник отделения организации экзаменационной деятельности ГУ ОБДД МВД РФ Николай Гиляков отметил, что новый регламент должен в том числе повысить качество обучения в автошколах. А то, понимаешь, число россиян, сдающих теоретический экзамен на получение водительских «прав» с первого раза, в январе-сентябре 2017 года снизилось на 10% по сравнению со всем 2016-м и составило 40%. При этом, правда, г-н Гиляков забыл сказать, что «двойки» вместо «пятерок» будущие водители получают исключительно по вине ГИБДД, а не потому, что плохо подготовлены автокурсами.
Дело в том, что в подавляющем числе гаишных экзаменационных подразделений теоретический экзамен на «права» проводится с нарушением установленных самой же ГАИ требований. И это несмотря на то, что «теория» принимается сегодня исключительно в автоматизированном режиме и только на компьютерах — с помощью федеральной информационной системы ФИС ГИБДД-М.
Но беда в том, что программа эта не только имеет многочисленные дыры и уязвимости и потому частенько зависает на несколько дней из-за разных хакерских атак, но и обновляется из рук вон плохо. А в случае с экзаменационной своей частью — откровенно вводит пользователей (то есть граждан, проходящих испытания) в заблуждение! И вот, как это происходит.
Всем известно, что время от времени в Правила дорожного движения вносятся поправки. В соответствии с ними изменяются и в экзаменационные билеты. С июля прошлого года такие изменения происходили трижды.
Но вся фишка в том, что в ФИС эти новации попадают с большим опозданием, что, впрочем, не удивительно если учесть, насколько непрофессиональны российские придорожные полицейские в целом, и заведующие экзаменационной работой в частности.
В итоге граждане, приходящие сдавать теоретический экзамен, отвечая на всем вопросы билета правильно, получают оценку «не сдал». И такая ситуация может длиться месяцами, пока подчиненные упоминавшегося выше г-на Гилякова не соизволят обновить программу. Любопытно, что по сведениям портала «АвтоВзгляд» из источников в ведомстве, об этой беде отлично знает руководство ГУ ОБДД МВД РФ, которое кулуарно обсуждает технические проблемы ФИС и пути их решения, но ничего не делает, чтобы помочь попавшим впросак по его вине гражданам.
И официально заявляя, что процент сдачи теории с первого раза падает, умалчивает, по чьей вине это происходит. И тут хочешь не хочешь, а закрадывается предположение о злонамеренности подобного лицемерия: ГИБДД, похоже, выгодно, чтоб люди сдавали хуже. Тогда можно будет договориться подороже. Тут, кстати, уместно будет вспомнить и о других вопиющих ляпах гаишной экзаменационной деятельн
Так, водители трамваев и троллейбусов второй год сдают теоретические экзамены по билетам для категорий «С» и «D» (грузовики и автобусы). То есть доблестная ГИБДД не видит разницы, чем будет управлять человек — большегрузом или электрическим рельсовым транспортным средством.
А как вам то обстоятельство, что в некоторых ответах по первой помощи содержатся такие перлы, что если оказать помощь пострадавшему в ДТП как изложено, то могут наступить необратимые последствия. Например, вопрос про технику выполнения непрямого массажа сердца не содержит ни одного правильного ответа. Вот медики и вынуждены учить: отдельно для жизни (как надо), а отдельно для экзамена в ГИБДД (как не надо, но чтобы сдать).
Между тем, сколько бы не поднималась экспертным сообществом одна только «билетная» тема — подвижек нет и не предвидится. Почему, можно только догадываться…
Одним словом, экспертам портала «АвтоВзгляд» кажется, что новому руководителю ГУ ОБДД МВД РФ генералу Черникову явно пора очень внимательно посмотреть, что творится в экзаменационной епархии его ведомства, возглавляемой генералом Швецовым. Иначе опрокидывание транспортных средств на экзамене в ГИБДД слепоглухонемыми станет нормой.