Идея ограничить максимально разрешенную скорость для неопытных водителей – «молодых», как указано в официальном заявлении ГИБДД – входит в ряд проектов постановлений Правительства Российской Федерации, которыми предполагается внести изменения в ныне действующие Правила дорожного движения.
ПДД у нас в последнее время меняются так часто, что даже обновления на смартфонах еле успевают их учитывать, что уж говорить о печатных книжках. Инициатива ограничить права автомобилистов, недавно получивших водительское удостоврение, – одна из самых глупых.
Предлагается запретить водителю, который получил «права» менее двух лет назад, ездить быстрее 70 км/ч. Подобные правила существуют в западных странах, на которые любят ссылаться российские ведомства при принятии новых мер. В ограничении есть здравая предпосылка – чем больше скорость, тем больше времени водителю нужно для реакции, а у неопытного автомобилиста оно еще увеличивается. Таким образом, более строгие ограничения должны снизить риск ДТП. Однако в той же Европе это правило реализовано не так топорно, как предлагает наша ГИБДД.
Во-первых, в проекте гаишников нет никаких градаций по дорожным условиям – просто лимит в 70 км/ч. Предполагается, что законопослушный начинающий водитель должен и по трассе с разрешенной скоростью 110-130 км/ч ехать не быстрее 70 км/ч! Это не просто некомфортно – когда еле ползущую машину с руганью будут объезжать даже дедушкины «четверки» и Toyota RAV4, а в задний бампер вечно будет кто-то упираться. Это опасно – давно доказано, что самая безопасная скорость – это скорость потока. 130 км/ч и 70 км/ч – разница в 60 км/ч! Даже ученику автошколы на машине со всеми опозновательными знаками трудно держать крайние 40 км/ч в московском трафике, что уж говорить о трассе.
Медленно едущий автомобиль станет скорее привлекать внимание самих гаишников, которые будут подозревать в таком водителе прежде всего пьяного, а не соблюдающего правила «чайника».
Если ссылаться на европейский опыт, то, например, во Франции, где существуют подобные ограничения для неопытных водителей, есть градацию по типу дороги. На автобанах со скоростным лимитом 130 км/ч или 110 км/ч «молодой» водитель должен ехать не быстрее 110 и 90 км/ч соответственно, на загородных дорогах с ограничением скорости в 90 км/ч – не быстрее 80 км/ч.
В-вторых, ГИБДД последние несколько лет активно оснащает все регионы камерами автоматической фиксации нарушений скоростного режима. Каким образом камера «поймает» именно неопытного водителя, если он проехал «как все»? Никаким. Документы она у него не проверит. А количество патрулей ГИБДД на дорогах существенно сократили.
Однако «оставшиеся» гаишники утверждают, что подобные ограничения смогут работать пост-фактум – к примеру, если «чайник» попадет в аварию из-за превышения скорости, его будет проще привлечь к ответственности. Правда, это вряд ли улучшит статистику аварийности, чего и должна добиваться ГИБДД.
В-третьих, как сами гаишники предполагают следить за опытностью? Ведь опыт не зависит от даты выдачи водительского удостоверения. Человек может сесть за руль и через пять лет после того, как получил «права». И как рванет 110 км/ч по трассе М4 «Дон»…
В российских ПДД уже есть подобные «частные» уточнения, за соблюдением которых ГИБДД проследить не в состоянии – ограничение скорости или обгонов в зависимости от погодных условий. Знаки предписывают снизить скорость или запрещают маневр, если покрытие влажное, идет снег или выполз туман. Однако водители не обращают на них внимания.
Также в новых постановлениях есть еще два пункта. Второй, не менее забавный, касается ограничений скорости для мотоциклистов. Гаишники предполагают повысить скоростной лимит – с 90 до 110 км/ч! Согласно третьему предложению, вводится специальный термин «Школьный автобус» – еще что-то такое из американских фильмов. Такой автобус, соответствующий требованиям к транспортным средствам для перевозки детей и учеников школ, сможет двигаться по полосам для общественного транспорта.