Пару дней назад на совещании у министра открытого правительства Михаила Абызова горячо обсуждались возможные варианты усиления мер по борьбе с пьянством за рулем. Минздрав в очередной раз настаивал на принудительном лечении и обязательной реабилитации водителей, пойманных во время управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Инициатива, безусловно, правильная, но непонятно, куда, когда и как будут направляться «выпивохи». Снова выбьют из бюджета деньги на организацию сети медицинских учреждений или привлекут коммерческие лазареты, специализирующиеся на возвращении в социум пьяниц и наркоманов? И как быть с теми, кто вынужден будет отсидеть пару лет за решеткой в случае повторного нарушения – лечить таких индивидумов прямо на нарах или их обяжут пройти курс по выходу из тюрьмы? Вопросов, как всегда, больше, чем ответов.
Пока это лишь обсуждение возможных новаций и для их реализации необходимо одобрение Госдумы. Впрочем, учитывая, с каким рвением парламентарии принимают законы, ущемляющие права граждан вообще и водителей в частности, можно не сомневаться, что и этот прожект получит статус ФЗ. Даже невзирая на несовершенство предложенной идеи. Но любопытно другое. Определять «подшофе» ли в момент остановки находится водитель или «не совсем», сотрудникам Госавтоинспекции позволят без привлечения свидетелей и составления важных процессуальных бумаг. Причем, ненужными окажутся не только понятые, но и фиксирующие общение с инспекторами видеокамеры! В Министерстве здравоохранения полагают, что у сотрудников ГАИ и без того достаточно полномочий для вынесения соответствующего решения. А «экспресс-тест» – прямое доказательство его правоты. Только вот как быть с процветающей схемой взяток, которыми до сих пор не брезгуют придорожные правоохранители? Иначе говоря, без понятых и видеосъемки гаишники, выявившие пьяного водителя, смогут «договориться» и отпустить его восвояси, сознательно подвергая опасности ни в чем неповинных людей.
Более того, есть риск столкнуться с произволом ГАИ даже у людей, не пьющих вообще. К слову, инспектор, попросивший дунуть в заведомо неправильно настроенную трубку, может спокойно обвинить трезвого, как стеклышко, шофера в том, что он находится в «состоянии нестояния». Дабы в ходе «разбирательства на месте» развести бедолагу на деньги. Нет, конечно «чистый» водитель сможет опровергнуть этот вердикт и запросить проведения медицинского освидетельствования, но разве редко у нас происходят ситуации, когда экипаж, закрепленный за определенным участком, где находится привязанный к данной территории наркологический диспансер, заранее договорившись с дежурной сменой докторов, привозит в учреждение трезвенника и уличает его в нетрезвости? Отнюдь! Врачи ведь тоже любят вкусно покушать. Поэтому ментовского беспредела, с которым так рьяно борются наши власти, на самом деле меньше не становится. Скорее, наоборот. Только при этом значительно выросли и «расценки», причем, как за то, чтобы избежать ответственности за реальное нарушение, так и за беззаконный «развод».