По словам главы МВД Владимира Колокольцева, ведомство вот-вот предложит законодателям в общей сложности 14 новых законопроектов. Среди них он упомянул идею ведения в ПДД понятия «опасное вождение», фактическое возрождение балльной системы путем внесения в КоАП наказания за «повторное нарушение» и прочие. Среди законодательных «хотелок» правоохранителей, озвученных Колокольцевым, имеется и введение в обиход скрытного патрулирования дорог сотрудниками ГИБДД на машинах без полицейской окраски. «В частности, речь идет о германской практике, где в крупных городах дороги патрулируют автомашины без отличительных знаков принадлежности к полиции, оборудованные средствами фото- и видеофиксации для документирования фактов нарушения правил дорожного движения», — пояснил министр. На данный момент скрытное наблюдение за гражданами возможно лишь в рамках уголовного законодательства. Прежде чем начать отлов нарушителей административных норм на машинах без спецраскраски полиции потребуется соответствующим образом изменить законодательство и внутренний регламент. Впрочем, с этим, в последнее время в России просто: и законодатели, и чиновники с энтузиазмом соревнуются в способах «усиления ответственности водителя» буквально за все.
Правильность дальнейшего «закручивания гаек» во всех аспектах автомобильной жизни главный полицай страны обосновывал традиционным способом. «Эффективность проводимых мероприятий наиболее полно отражают изменения показателей состояния безопасности дорожного движения. За последние 10 лет число погибших в ДТП сократилось на 22%, что позволило сохранить жизни более чем 7,5 тыс. участников дорожного движения» – агитировал он членов правительства. Само собой, г-н Колокольцев совершено игнорирует гораздо более существенный фактор: резкий рост доли иномарок в автопарке страны. 10 лет назад их было всего 17%. Остальное – всевозможные «Жигули», «Волги» и «Москвичи», сконструированные еще в прошлом веке. С тех пор доля на порядок более безопасных иномарок – с их подушками безопасности и по-умному деформирующимися при ударе кузовами – выросла до 55%!
То есть, на самом деле, именно массовое распространение автомобильных систем безопасности на наших дорогах спасает большую часть жизней. А ужесточение кар дает лишь временный эффект. Этот факт отлично проиллюстрировала история с ужесточением законодательных санкций за езду в пьяном виде. Число аварий с участием пьяных практически не меняется на протяжении десятилетия – колеблется в районе 7-8%. Из-за резко усилившихся в последние годы санкций за «пьянку» за рулем лишь подскочили до космических высот размеры стандартных взяток сотрудникам ДПС.
Что же касается «немецкой» системы скрытного патрулирования и видеофиксации нарушений ПДД, то интересно, на какие средства глава МВД собирается набирать дополнительных сотрудников на эту работу? В ситуации экономии бюджета, которая, судя по всему, ожидает нас в течение ближайших лет, реализация этой задумки на местах возможна лишь в режиме «изыскания внутренних резервов». То есть по принципу – лишь бы начальство отвязалось. Практический эффект от подобного рода мер, как правило, известен.