Судя по всему, в самое ближайшее время российским водителям придется обзавестись еще одним необходимым для выживания на дороге рефлексом: увидел машину со значком «У» — немедленно уноси ноги! Примерно к таким выводам приводит изучение проекта новых правил сдачи экзаменов «на права», предлагаемого сейчас ГИБДД. О том, что такая работа ведется, никто бы толком и не знал, если бы глава российской ГИБДД генерал Михаил Черников сам не привлек к ней внимание СМИ. Портал «АвтоВзгляд», разумеется, заинтересовался этой историей и ознакомился с текстом проекта.
Если в двух словах, то из экзамена в ГИБДД напрочь вычеркнут второй этап сдачи — всем известная «площадка». Вместо нее и «города» предлагается проводить одно общее испытание, называемое в документе «практический экзамен».
В ходе него все водительские навыки навыки претендента на получение ВУ должны будут проверяться фактически на дорогах общего пользования — включая парковку в бокс, разворот на 180º на улице в несколько приемов, начало движения на подъеме и т. п. Хоть бумага и рекомендует проводить подобные испытания «на участках дорог с малоинтенсивным движением, за пределами жилой застройки и (или) на территориях, ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов», возникает вопрос: поблизости от какого экзаменационного подразделения ГИБДД крупного города можно найти такой «тихий угол»?
Дополнительный «изюм» ситуации в том, что перенести «площадочные» упражнения на улицы предлагается не только для «легковой» водительской категории, но и для кандидатов в водители грузовиков и автобусов, в том числе и для тех, кто получает «права» для управления транспортным средством с прицепом. Для них, если кто не знает, «площадка» сейчас подразумевает помимо прочих упражнений еще и «сцепление и расцепление прицепа с тягачом», «парковку для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде» и т. д! А теперь представьте, как учебные грузовики с прицепом в ходе экзаменов в ГИБДД раз за разом «разворачивается на 180º» на вашей родной улице или паркуются задом к «эстакаде». В «практический экзамен» новые правила предлагают внести еще и «въезд на автомагистраль».
Между тем, для справки, по данным ГИБДД сейчас с первого раза получают «права» лишь 8% кандидатов в водители. Заучить правильные ответы на экзаменационные билеты ГИБДД, как показывает практика, по силам даже самой тупой блондинке. Поэтому основной отсев недостаточно подготовленных в автошколах соискателей водительской «корочки’происходит именно на 'практических испытаниях» в ГИБДД. В том числе, в безопасном для окружающих режиме — на площадках при МОТОТРЭР. Но в ближайшем будущем новички будут путать педали и рулить бог знает куда в гуще реального транспортного потока — если предложения ГИБДД получат одобрение правительства.
— Мы совсем недавно провели реформу обучения и получения прав. Результат — за последние три года число ДТП с водителями со стажем менее 2-х лет упало вдвое! Это значит, что система работает и работает хорошо. Если бы она буксовала, или аварийность объективно росла, то смысл новых модернизаций был бы понятен, комментирует ситуацию президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. — Но зачем опять менять показывающий прекрасные результаты механизм? Предполагается, что «площадка в городе» начнет действовать уже через год. Но кто, например, подготовит инструкторов автошкол и инспекторов ГИБДД для обучения и приема экзаменов на скоростной магистрали? А ведь там в случае аварийной ситуации им придется реагировать не просто нажатием на тормоз, чего обычно достаточно в городе. Сколько машин или пешеходов в таком ДТП «соберет» неподготовленный новичок на скоростном участке в городе, кто-нибудь разве пытался подсчитывать? А «въезд на эстакаду» в городе как вы себе представляете? Между тем, по статистике на этом упражнении «валится» половина соискателей. На мой взгляд, проект не просто не проработанный и «сырой». В нынешнем виде он — прямая провокация аварий…