Чаще всего «чистый» асфальт можно наблюдать в зоне действия знака парковки на участках между выездами с прилегающих территорий. Обычно это отрезок вдоль бордюра длиной всего несколько метров, куда легко впишется одна машина. Причины отсутствия разметки могут быть разные. Возможно, это случается по халатности и недосмотру, но не исключено, что такой парадокс характерен для весенней поры, когда старая разметка за зиму стерлась, а свежую еще не успели нанести.
Если частично оставшиеся белые линии прямоугольника все-таки можно определить в любую погоду (даже только потому, что их четыре), то остатки желтой разметки, нанесенной вдоль бордюра, могут быть скрыты под лужами или грязью, которая легко скапливается в таких местах.
С одной стороны, Административный кодекс говорит об ответственности за игнорирование разметки, равно как и дорожных знаков, которые запрещают остановку и стоянку машин. С другой, согласно ПДД, если линии на асфальте недостаточно различимы, водители должны руководствоваться знаками.
Следовательно, закон не запрещает оставлять машину в зоне действия знака парковки, даже если там отсутствует разметка. Главное, чтобы автомобиль не создавал препятствий для других участников движения и при этом не были нарушены другие пункты ПДД. Ну, и разумеется, в зоне платной парковки следует своевременно рассчитаться за эту услугу.
Другое дело — как понимать определение «недостаточно различимая разметка»? Закон этого не объясняет, но здравый смысл подсказывает, что если линия на асфальте превращается в пунктир, состоящий из нечетких штрихов, то ее действительно можно считать частично, а значит, недостаточно различимой.
Согласно ГОСТу Р 50597−93, дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо видна в любое время суток (пункт 4.2.2). Продольная линия на асфальте, обозначенная краской, подлежит восстановлению, если износ на участке протяженностью 50 м составляет более 50%. В столице чаще всего при нанесении разметки используют термопластичные массы, и в этом случае ее износ не должен превышать более 25%. Так что пять метров стертой желтой линии вдоль бордюра на 50-метровом участке — еще не повод ее реставрировать, а поэтому такие участки далеко не редкость в больших мегаполисах.
Конечно, принцип презумпции невиновности в России на практике учитывается не всегда, но каждому гражданину необходимо знать, что этой теме посвящена целая статья Административного кодекса под номером 1.5. Там черным по белому написано, что в спорных ситуациях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Так что инспектор ДПС должен хорошенько потрудиться, чтобы доказать, что вы все-таки увидели остатки старой разметки и нарушили ПДД.