Зампред комитета Госдумы по экономический политике Михаил Делягин отправил на отзыв в правительство законопроект, согласно которому электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и прочие СИМ фактически приравниваются к полноценным транспортным средствам. Предлагается обязать их владельцев в течение 10 дней после покупки ставить свои СИМ на учет в ГИБДД с последующим получением госномеров. Процедура должна осуществляться через портал госуслуг.
Для нарушителей ПДД на СИМ авторами законопроекта предусмотрено внесение в КоАП специальных наказаний. Так, за управление незарегистрированным электротранспортом гражданин получит 800 рублей штрафа. Повторная езда на нем без номеров будет грозить взысканием в размере уже 5000 рублей. Аналогичная кара предусмотрена для «симовладельца» за пьяную езду или оставление места ДТП. Повторная пьянка за рулем СИМ грозит уже 10—15 сутками административного ареста. За езду по пешеходным дорожкам и зонам на индивидуальном электротранспорте следует наказывать 2000-рублевым штрафом. За проезд перекрестка «на красный» — 1000 рублей. Повторное игнорирование запрещающего сигнала светофора — 5000 рублей.
Своевременность появления законодательной инициативы обосновывается данными статистики. В 2019 году было зарегистрировано 142 аварии с участием СИМ, в 2020 — 410, в 2021 — 672, а за 2022 — уже 941, сообщают «Известия».
В случае претворения в жизнь законопроекта г-на Делягина, можно не сомневаться: следующим шагом в деле регулирования дорожного движения СИМ станет введение для их обладателей аналога ОСАГО, — чтобы возмещать пострадавшим ущерб от действий электросамокатчиков и любителей моноколес. После этого СИМ, с точки зрения права, фактически превратятся в разновидность мототехники. С той разницей, что для управления ими не будут нужны «права». Хотя и этот вопрос наверняка будет урегулирован деятельными законотворцами. Давно пора.