Основными причинами роста аварийности генерал-лейтенант Черников в интервью «Российской газете» назвал изменение транспортных потоков и увеличение автомобильного трафика по тем маршрутам, что ранее являлись второстепенными, а теперь стали ключевыми.
Если до февраля 2022 года основной грузовой трафик шел в западном направлении, то уже к середине прошлого года он перераспределился на азиатские и южные. Огромное количество магистральных грузовиков переориентировалось на Дальний Восток, юго-восток и в порты Черного моря. А так как многие из местных трасс оказались не настолько приспособлены к массовым крупнотоннажным перевозкам, как давно освоенные западные дороги в европейской части России, то это вызвало рост аварийности.
Одновременно выросли объемы внутреннего автомобильного туризма. Всем приходится ездить по перегруженным дорогам, что может способствовать дальнейшему росту аварийности в летний период 2023 года. Водители торопятся и часто пускаются в опасные обгоны. Почти каждый третий смертельный случай в 2023 связан с лобовыми столкновениями на встречной полосе. А каждый четвертый — с нарушением скоростного режима.