Экономичные и тяговитые дизельные двигатели оказались наилучшим выбором в условиях дефицита авиатоплива
Причина, побудившая китайцев обратиться к авиадвигателям на «тяжелом топливе» прозаична — на всю Поднебесную имеется только один завод, производящий авиакеросин для поставок на рынок, а не для госнужд.
Правда, основной парк дизельной авиатехники будут составлять легкомоторные машины авиации общего назначения — учебно-тренировочные и маленькие частные самолеты. Сам авиакеросин разорительно дорог — его цена доходит до 4 долларов за килограмм и для китайских пилотов выгоднее проходить практическую часть обучения за границей.
Первой моделью дизельного самолета, которая выйдет на китайский рынок, станет детище американской фирмы Mooney. Основанная в 1929 и разорившаяся в 2009, Mooney Airplane Company изначально специализировалась на малой авиации и была одним из лидеров в этой области.
Между тем, первые попытки применять дизельные моторы в авиации делались в нашей стране — еще в годы войны. Производятся такие машины и на Западе. Долгое время дизельные моторы не находили широкого применения в авиации из-за дороговизны обслуживания, массы и короткого срока службы, обусловленного высокой степенью сжатия в цилиндрах. Но современные дизеля стали настоящим чудом инженерной мысли. Их размеры и вес лишь ненамного больше, чем у бензиновых моторов. Кроме того, лишний вес компенсируется большим «запасом хода».
Одним из первых современных авиадизелей стал мотор от Mercedes-Benz А170 CDI, а затем последовал и более мощный двухлитровый турбодизель Mercedes-Benz OM640 от Mercedes-Benz A 200 CDI.
Первоначально авиационные версии носили имя Thielert Centurion 2.0 — несуществующая ныне немецкая фирма Thielert дорабатывала эти агрегаты. После приобретения Thielert американской Continental Motors, Inc. моторы переименовали в Continental. Помимо 155-сильного CD-155 у компании имеется и еще более мощный Continental CD-300 — трехлитровый авиадизель, развивающий 310 л.с. при 2300 оборотах.
Разорившаяся в 2009 году Mooney Airplane Company была приобретена китайцами и продолжила работы над авиадизелями. На новые самолеты компании — учебный M10T и «турер» M10J — устанавливаются четырехцилиндровые моторы Continental CD-135 мощностью в 135 л.с. и 155-сильный турбодизель Continental CD-155. В зависимости от мотора самолет способен преодолеть дистанцию от 800 до 1400 километров и развивать скорость до 280 км/ч.