Дорога – удивительное психологическое пространство. Как бы ни вел себя человек, находясь за рулем, какой бы стиль вождения ни выбрал на сегодня – его раздражают все окружающие. Если у него сейчас спокойное веселое настроение и в кои-то веки не надо торопиться, ему не хочется обгонять медленные фуры, каждый раз с риском высовываясь на обгон, его не раздражают неторопливые дедушки на Renault Duster, а на всех «шашечников» и нервных обгоняльщиков он смотрит с презрением и удивлением. Когда тот же человек спешит, то все, кто едет с разрешенной скоростью, кажутся ему врагами и идиотами.
Старинная водительская поговорка гласит, что «Все, кто едут быстрее или медленнее тебя, – идиоты».
Не стоит думать, что такие противоречия и ненависть ко всем другим участникам движения – чисто российское явление, как мы часто спешим осудить только соотечественников, восхищаясь иностранцами. Это общечеловеческое. Люди за рулем везде раздражаются на тех, кто едет в соседней машине. Даже на тех, кто все делает так же, как они сами.
В ряде стран дорожное движение разве что лучше организовано, водители больше привычны к высоким штрафам и, главное, неотвратимости наказания, даже за «шашки» на многополосной дороге. Но прокатитесь по хамоватым итальянским или французским дорогам, почитайте заметки Джереми Кларксона про британских тихоходов на Peugeot в левом ряду и глупых пешеходов, заметьте в американских фильмах раздражительные комментарии героев за рулем. Или попадите в нетипичную пробку в час пик на подъезде к испанскому городу и полюбуйтесь, как в отсутствие полицейских эти европейцы лихо съезжают на обочину. И поверьте: водители везде ненавидят друг друга и сходят с ума по малейшему поводу.
По мнению европейцев, самые спокойные и аккуратные водители – немцы. Причиной их адекватности народ считает наличие в Германии безлимитных автобанов, на которых местные водители выплескивают адреналин. Но и у них есть раздражающая особенность – перестроиться в левый ряд так, чтобы машина сзади тормозила чуть ли не с визгом.
Левый ряд – главная полоса раздражения во всех странах мира. Естественно, кроме стран с левосторонним движением – там камнем преткновения оказывается крайний правый ряд. В общем, речь идет о скоростной полосе, которая предназначена по ПДД прежде всего для обгона. Однако левый ряд очень любят занимать все, зачастую оставляя правую полосу пустой. Может быть, человеку комфортнее чувствовать отбойник слева от себя, сидя в левой стороне автомобиля? Иначе как объяснить, что водитель упорно держится в скоростной полосе со скоростью ниже разрешенной и не желает уступать тем, кто уже уперся ему в задний бампер и отчаянно моргает дальним? Даже если он уступит «гонщику», он затем вернется в левый ряд. Причем «гонщик» будет обруган, осужден за хамское поведение и назван идиотом, спешащим на смерть.
Тем временем в машине гонщика звучит куча нецензурных вопросов. Он будет, наматывая нервы на руль, упорно мигать и сигналить, но редко когда перестроится в ту же пустую правую полосу, чтобы ехать дальше по своим делам с нужной скоростью. И сам будет занимать левую полосу, пока его не нагонит кто-то еще более быстрый, который снова начнет моргать…
Тех, кто поворачивает из второго или третьего ряда на съезд, ненавидят все окружающие. Сами же нарушители искренне злятся на тех, кто не желает пропустить их в общих поток, чем только усугубляют пробку для всех остальных. Обгоняют в последний момент и возмущаются, что им в ответ «встречка» полыхнула в глаза дальним – но забывают об этом, когда встречный обгон оказывается перед их машиной. Осуждают припарковавшихся на тротуаре, когда идут к поликлинике, но сами бросают машину на автобусной остановке, если «срочно» понадобилось заскочить в магазин. Лезут без поворотников в чужой ряд и наказывают, если так поступают с ними. Ненавидят большие крутые джипы за хамское пренебрежение – но на своих «Солярисах» подобострастно уступают им дорогу и при этом прессуют компактные женские машинки. Ругают пешеходов, перебегающих через дорогу в неположенном месте, а сами, выйдя из машины и схватив за руку детей, бегут на красный свет. Загородить стрелку на поворот, а в другой раз злиться, что тебе в такой же ситуации гудят. Это самое удивительное – не прощать другим то, что постоянно допускаешь сам.
Недавно проведенный опрос среди 20 000 автовладельцев подтвердил, что три четверти российских водителей подвержены нервозности за рулем. Причем больше всего раздражают те же вещи, которые, скорее всего, «бесят» и вас: невключение поворотников при маневре, объезд пробок по обочинам, выезд на занятый перекресток, невключенный дальний свет, неторопливая езда в левом ряду. То, что вы обсуждаете с друзьями. Получается, что все время общаешься с правильными хорошими водителями. Так же водятся тогда все эти гады, что не включают поворотники, раз их нет среди нас? Разве что взглянуть в зеркало в противосолнечном козырьке на себя повнимательнее.
Или, быть может, многие водители настолько неуверены в себе за рулем, что пользуются старым добрым методом защиты – как известно, это нападение и агрессия.