Две полосы Борского моста – по одной в каждую сторону – давно уже не в состоянии адекватно пропускать то количество машин, что стремятся к этой точке буквально со всей страны. Поэтому многие предпочитают более долгий и затратный путь через Татарстан и Удмуртию. А москвичи – через Ярославль и Кострому. А каково быть, например, нижегородским автомобилистам, направляющимся в Киров, республику Коми и Воркуту? Проклятый мост – единственная связь со столицей и другими регионами. Строительство параллельного моста, которое сейчас во всю идет, не сильно сократит поток – подъезды к обоим мостам останутся те же. Получается, что огромная пробка (личный рекорд автора стояния в ней – 6 часов), просто сдвигается подальше от гидротехнического сооружения, почти не меняя ситуации. И если в московском направлении машинам придется растянуться по кировской трассе, то в кировском – по улицам Нижнего Новгорода. Посему последней надеждой было завершение грандиозного строительства Северного обхода города. Увы, его уже не будет.
На днях Росморречфлот принял решение строить низконапорную плотину на Волге без мостового перехода и без автодорожных подходов. Самое интересное, что об этом сообщил не представитель этого ведомства, а министр транспорта Нижегородской области Александр Герасименко. Можно сказать, что министр поставил финальную точку в многолетних дебатах – Северного автомобильного обхода не будет. Это автоматически подразумевает, что освободить город от кировских большегрузов станет уже невозможно:
– К сожалению, представителей Росморречфлота не волнует тема моста, – посетовал наш министр Герасименко. – Мы считаем, что это не по-хозяйски сегодня – строить такой крупный объект и не учитывать мнение региона.
Эта ситуация достаточно нетипична тем, что здесь обычно корыстные и недальновидные региональные чиновники ничего поделать не могут – всем рулит федеральная структура. В случае с Северным объездом, уже несколько лет подряд нижегородские чиновники высказывают пожелания граждан относительно транспортных и энергетических проблем, связанных с участком реки Волги. Просят не поднимать уровень Чебоксарского водохранилища, построить низконапорный гидроузел и пустить через него транспортный поток. По поводу поднятия уровня пришлось вмешаться лично президенту Путину, иначе ряд населенных пунктов просто бы затопило. В том числе уникальный исторический памятник – Макарьевско-желтоводский монастырь. А вот что касается транспортных проблем, президент этим не заинтересовался…
Тем не менее, страсти вокруг низконапорной плотины касались не только автомобильной отрасли, но и судоходства. Посему от появления низконапорной плотины отказаться не получилась – она поднимает уровень воды и облегчает перемещения кораблей по волжским просторам. Но почему бы не сделать ее и автодорожным мостом и включить, как самый важный и неотъемлемый элемент, в систему Северного обхода?
А все упирается в финансы. Гидроузел будет строиться на деньги не регионального, а федерального бюджета. И федеральные чиновники жаждут свести траты к минимуму. В своем письме премьеру Медведеву глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что строительство плотины обойдется в 41 млрд. рублей. Чуть позже нижегородский губернатор Валерий Шанцев заявил сумму в 50 млрд. рублей, видимо включив траты на Северный обход. Поэтому его подчиненные и заявляют, что решение Росморречфлота не окончательное:
– У нашего региона еще есть шансы добиться включения Северного обхода в проектный заказ, – резюмировал г-н Герасименко. – Этот обход нам нужен. Даже при наличии дублера Борского моста весь транзит на Киров идет через Нижний Новгород. Необходимо вывести его за пределы города...
В свою очередь эта новость в очередной раз взбаламутила нижегородцев. Появились версии о грандиозном «распиле». Дескать, деньги на грандиозную стройку уже поделены, и дорога давно превратилась в чьи-то особняки. Самой экзотической версией было предположение, что деньги ушли в Чечню, не так давно Рамзан Кадыров хвастался, что построил очередной фонтан...