Минтранс опубликовал доклад «О стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания 1 км автомобильных дорог общего пользования в РФ» по данным за 2014 год. На первый взгляд столь «тухлая» информация нам уже не к чему, но это далеко не так! В нем фактическая стоимость строительства дорог разных категорий для простоты восприятия приведена к средней цене 1 полосы дороги длинной 1 километр.
Дороже всего обходится строительство дорог I категории (многополосное скоростное шоссе, с многоуровневыми развязками) – 77,5 млн. рублей за километр. Дешевле всего стоит километр одной полосы дороги IV категории (по одной полосе в каждую сторону, перекрестки, светофоры и т.п.)– 16,2 млн. Реальные цифры стоимости строительства в прошлом году оказываются очень кстати в свете скандала вокруг дикой цены за проезд по «новой ленинградке» – шоссе М11 Москва-Санкт-Петербург. Даже губернатор Подмосковья Андрей Воробьев прокомментировал стоимость проезда от Москвы до Солнечногорска (участок 15-58 км М11) на уровне 500 рублей в одну сторону так: «1 000 рублей в день — это катастрофа». В ответ министр транспорта Максим Соколов сообщил, что власти Московской области рассмотрят вопрос о субсидиях за проезд по скоростной трассе М-11
[article=— right]То есть, в строительство этого участка уже вбухано 60 млрд. рублей, из них 23 млрд. из госбюджета. А теперь «концессионеры» собираются еще и присосаться к местным муниципальным бюджетикам Подмосковья. Упомянув 60 млрд затрат на эту дорогу, невозможно не вспомнить о Докладе Минтранса и не подсчитать, сколько на самом деле стоит эта 10-полосная трасса I категории. Цену одного километра ее одной полосы мы теперь знаем, длину участка тоже. Путем нехитрых математических действий выясняем, что в ценах 2014 года, когда ее собственно достроили, цена участка МКАД-Солнечногорск составляет около 33 млрд. рублей. А не 60 млрд. затрат «концессионеров», как это нам преподносится в СМИ. Уже из-за одного этого обстоятельства стоимость проезда по М11 должна быть снижена, как минимум, вдвое. Если же посмотреть ситуацию с точки зрения нормальной экономики, что мы видим? Перед нами бизнес-проект, который не окупается, компания-оператор дороги полностью убыточна – на трассе практически нет и не предвидится трафика. Значит нужно брать и банкротить весь этот проект. А единственный актив концессии – дорогу – выставить на торги. За 60 млрд рублей она точно никому не нужна, а вот за 30 млрд, может и найдется желающий...