Все, кто провел за рулем первые рабочие (да и нерабочие тоже) дни 2016 года, удивляются происходящему на дорогах Москвы: пробок нет! Из-за аварий или ремонтов кое-где, конечно, случаются заторы, но глобальных проблем в движении, привычных москвичам по году прошлому, не наблюдается. Даже в знаменитых «пробочных» местах типа той же Профсоюзной улицы, утренний и вечерний час пик – это действительно час, а не 3-5 часов по утрам и вечерам. Такое впечатление, что в Москве резко уменьшилось число машин. Известно, что, когда на улицах столицы единовременно находится около 500 000 единиц транспорта, движение в городе оценивается на 4 балла. А когда там оказываются 800 000 авто (примерно на 40% больше) – специалисты говорят о 10-балльных пробках.
Так вот, по субъективным ощущениям, в начале первой рабочей недели в Москве на дорогах находится именно «не более 500 000 машин» в самые пиковые часы. Поэтому даже циклон, насыпавший на столицу за сутки «по колено» снега, не вызвал никаких серьезных проблем с движением. Хотя все московские водители знают: даже небольшой дождик обычно вызывает катастрофические заторы. А уж если снег пошел, то все – город автоматически встает. Но сейчас то он едет! Характерно, что Дептранс столицы не рапортует (хотя очень любит это делать) о выросшем пассажиропотоке в метро и в автобусах-троллейбусах. То есть автомобилисты массово в метро не полезли.
Также не получится списать снижение трафика на «послевкусие» от новогодних каникул: мол, из теплых египтов-тайландов народ еще не вернулся. Это в прошлом: красиво встречать Новый Год за границей как раньше, не позволяет кризис. При этом не скажешь, что машин в Москве стало меньше: попробовали бы вы прокатиться по вечерней столице во время каникул, числа 6-7 января. Вам пришлось бы постоять в пробке длинной во всю Тверскую, а затем потратить часа полтора только на то, чтобы объехать по кругу Кремль... Почему же Москва «едет со свистом» сейчас, в рабочие дни? Хотя до сих пор никакие платные парковки в центре (что бы там ни вещали пиарщики Дептранса) не могли избавить городские магистрали от заторов. Ответ, скорее всего, кроется во все том же кризисе.
По статистике, ежедневно на работу на личном авто до последнего времени ездили около 1,5 млн. жителей Москвы. Еще 2 млн. легковушек утром каждого рабочего дня въезжало в пределы МКАД. То есть 3,5 млн. машин ежедневно ехали сначала в одну, а потом в другую сторону по магистралям и улицам города. Напрашивается вывод, что у многих ездоков в декабре истекли контракты и в 2016 они оказались без работы. Если ориентироваться на пробочные баллы, можно прикинуть, что на работу в новом году стало ездить примерно на 40% меньше народу. По крайней мере, на машинах. Если это действительно так, то практически любые меры столичных чиновников по разгрузке улиц города от машин на данный момент не имеют смысла. Экономический кризис в стране сократил столичный трафик так, что никакому Максиму Ликсутову и не снилось.