Что же делать, чтобы не заснуть, сидя за рулем? Начнем с самого радикального метода борьбы с сонливостью: осознав, что вот-вот «отключишься», нужно немедленно остановиться на ближайшей придорожной стоянке, на АЗС, да хоть на обочине и поспать, откинув спинку сиденья назад хотя бы 20-30 минут. Если пришлось встать на обочине – обязательно включить аварийку, чтобы минимизировать вероятность того, что в тебя «прилетит» машина невнимательного водителя. Хотя, конечно, лучше все-таки съехать с трассы в более тихое место. Так или иначе, но даже короткий сон позволяет обмануть биологические часы и продолжить потом движение к финишу маршрута.
Упомянутые выше внутренние биологические часы для автопутешественника могут стать определяющим фактором при выборе маршрута и ритма движения. Все слыхали про людей-«сов» и людей-«жаворонков». «Совы» не только сонливы по утрам и могут долго не спать в вечером и ночью. У них еще случается период падения мозговой активности в районе часа-трех пополудни. Опасная дневная сонливость поджидает и «жаворонков» – в районе полудня. Поэтому, если вы едете «на дальняк» с пассажирами, обязательно просите их последить за вами со стороны и днем – мало ли что. А если они в это время сами заснут – будите их! В противном случае ваш организм из «стадных соображений» может решить, что и ему пора вздремнуть.
Монотонность трассы убаюкивает. Даже если приходится постоянно объезжать колдобины, из которых преимущественно состоит асфальт российской глубинки. Поэтому бороться как с «совино-жаворонковой», так и ночной сонливостью можно, останавливаясь каждые 100-150 километров для разминки засидевшихся в водительском кресле суставов. Перерыва в движении на 10-15 минут вполне достаточно.
Частенько близкие и члены семьи водителя замечают, что оказываясь за рулем он становится необычно болтлив. Судя по всему, это – часть подсознательной защитной реакции разума, который таким образом пытается подстраховаться от засыпания на ходу и последующей аварии. Дело в том, что разговор и вообще издавание звуков требует активности мозга. Поэтому не молчите за рулем, и не надейтесь на бодрящий эффект от энергичной музыки из динамиков. Говорите, если есть с кем, орите пойте хрюкайте, свистите – делайте все, чтобы мозг не погружался в дремоту.
Тело так и норовит перейти в состояние сна, расслабившись в уюте водительского кресла и тепле из дефлекторов климатической системы. А если еще и умный климат-контроль ради экономии электричества перейдет в режим рециркуляции салонного воздуха, из-за которой начинает падать содержание кислорода – вообще «все хорошо». Как тут не заснуть?! Очень просто: температуру кондиционера – пониже, чтоб явно чувствовалась прохлада. Если за окном не жарко лучше всего опустить стекло и позволить богатому кислородом прохладному воздуху с улицы взбодрить расслабившийся мозг!