Давать прогнозы на десятилетие вперед — дело исключительно благодарное. С одной стороны, это позволяет продемонстрировать собственный глубокий аналитический ум, а с другой — не обязывает нести абсолютно никакой ответственности за их точность. Ну кому, скажите на милость, в 2026 году вспомянется, что в далеком 2016-м какие-то люди собрались как-то в полдень хмурым осенним днем в московской мэрии и что-то там напророчили.
Очередной возможности попиариться не упустил руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов:
— Коллеги из НИУ ВШЭ считают, что в ближайшие 10 лет такси и каршеринг будут работать в автоматическом режиме без привлечения водителей. Таким образом, услуги такси и каршеринга соединятся в одну. Для того, чтобы такие машины могли ездить, они должны обмениваться сигналами с установленными в городе светофорами. Все наши светофорные объекты соединены с ЦОДД, поэтому технически мы сможем передавать необходимые сигналы беспилотным автомобилям, если они появятся, — заявил самый популярный у московских водителей чиновник мэрии.
Ученых членов совета, без сомнения, вдохновил опыт Сингапура и Питтсбурга, где в экспериментальном порядке такси без водителей уже дефилируют. При этом их, видимо, ничуть не смущали такие малозначимые факты, как-то, что в азиатском городе-государстве для этого выделена специальная зона, и что американское законодательство ставит массу непреодолимых препон широкому использованию автономного транспорта.
Скажем больше — ни автомобилей, годных к бесчеловечному передвижению, ни систем, обеспечивающих им такую возможность, пока не изобретено. При нынешнем уровне технологического развития электроника не способна адекватно заменить водителя, о чем неоднократно писал портал «АвтоВзгляд» на аварийных примерах беспилотников от «Теслы», «Гугла», «Эппл» и пр. Загадывать, когда наука позволит создать подобный искусственный интеллект, совершенно бессмысленно. Поэтому ныне никто в здравом уме и трезвой памяти выпускать в свободные вояжи по улицам густонаселенных городов полностью беспилотный транспорт не будет.
Кроме того, переход к использованию автономных такси и автобусов потребует внесения серьезных изменений в законодательство. Нужна будет коренная перестройка дорожной инфраструктуры города, что обойдется ох как недешево. С учетом специфики ценообразования в этой области российской экономики можно смело предполагать, что будет потрачен не один миллиард рублей. А что, если именно перспектива освоения гигантских государственных средств и подогревала фантазии участников совещания?
И последнее. Сама по себе идея организации движения беспилотного общественного транспорта хороша, слов нет. Но компетенция экспертов ВШЭ в данном вопросе вызывает определенные сомнения, а компетенция чиновников Дептранса, учитывая разрушительный опыт их работы, никаких сомнений не вызывает. Таким образом, беспочвенные мечты представителей обеих структур, скорее всего, останутся нереализованными и через 10, и через 20, и через 50 лет.