Один из самых разговорчивых в последнее время чиновников Департамента транспорта Москвы – замглавы ведомства Андрей Корнеев – заявил, что уже в марте в Госдуме окажется проект новых поправок в КоАП. Они дадут столичным властям возможность выписывать и собирать абсолютно все зафиксированные в автоматическом режиме штрафы с автовладельцев: превышение скорости, выезд на «выделенку», проезд на запрещающий сигнал светофора и прочие грехи. Всего почти за 40 составов административных правонарушений, почти вся 12 глава КоАП.
Напомним, что на данный момент столица уже «отжала» у полиции полномочия по штрафам за оставление машины под знаками «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена». Сделано это было путем внесения поправки в статью 23.79 КоАП. Согласно ей, правонарушения по части 5 статьи 12.16 Кодекса отдавались на откуп властям двух столиц. Уже тогда, почти полтора года назад, у экспертов, принимавших участие в публичном обсуждении законопроекта на на сайте «regulation.gov.ru», появился ряд вопросов к подобному законотворчеству.
Текст любого законопоекта, постановления правительства или ведомственного нормативного акта перед принятием в обязательном порядке публикуется на сайте regulation.gov.ru – для предварительного ознакомления и обсуждения гражданами России.
Позволим себе несколько цитат из тогдашних комментариев специалистов. «Цели предполагаемого изменения просто отсутствуют в Пояснительной записке к проекту. Хотя истинная цель планируемого нововведения очевидна: получить в собственное управление еще один чрезвычайно емкий источник пополнения местного бюджета»; «...в случае реализации проекта исполнительские и контрольно-репрессивные рычаги будут сосредоточены в одних руках – у московского правительства»; «нормативный акт пишется лишь для Москвы и Санкт-Петербурга, что ущемляет полномочия других субъектов Федерации».
Но тогда экспертов, как водится, никто слушать не стал и с 2013 года ГИБДД столицы не имеет никакого отношения к «письмам счастья» за нарушения правил стоянки под упомянутыми выше знаками. Примерно тогда же пошли разговоры о передаче в ведение региональных властей вообще всех штрафов, выписанных с помощью комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. Пошли и как-то сами собой притухли. Пока московские чиновники, видимо, не измерили примерный размер «дыр» в городском бюджете на 2015 и последующие годы, намечающиеся из-за кризиса в российской экономике.
Осенью 2014 года Генпрокуратура проверила подведомственную Дептрансу Москвы организацию «Московская административная дорожная инспекция». В ходе проверки были зафиксиованы многочисленные нарушения законодательства РФ.
После этого подзабытые публикой разговоры стремительно обрели форму очередной поправки в 23.79 статью. Они еще сильней расширяют «финансово-штрафную базу» московских чиновников. При том, что вопросы экспертов образца 2013 года полностью применимы и к новой поправке в КоАП столичных властей. Замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов считает, что сама идея передачи администрирования штрафов столичным властям неприемлема в принципе. Поскольку в этом случае в одних руках сосредотачиваются и функции организации дорожного движения, и контроля за исполнением правил. «Получается, что один и тот же орган, например московский Дептанс, может расставить побольше запрещающих знаков и камер и просто «стричь» больше штрафов, примитивно «набивая» бюджет за счет автомобилистов. При этом можно не уделять должного внимания удовлетворению нужд автомобилизированных горожан. Поэтому мы выступали и выступаем исключительно за федеральное администрирование штрафов за нарушения статей федерального КоАП», – заявил Нилов.