30012

Россиянам не нужны автомобили в кредит

Программой льготного кредитования будет некому воспользоваться
Программой льготного кредитования Минпромторга на покупку нового автомобиля может никто не воспользоваться, и тогда она никак не поддержит гибнущий автопром. Россияне сейчас не готовы залезать в долги ради машины.
Поделиться
Изображение Россиянам не нужны автомобили в кредит

Программа государственной поддержки российского автопрома, в рамках которой будут выделены средства на погашения части процентных ставок для потребителей при покупке машины, может и не сработать. В целом россияне сейчас не готовы лезть в долги ради приобретения нового автомобиля. Согласно данным всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в феврале 2015 года, большинство российских потребителей сейчас вообще не готовы покупать машину. Об этом же говорит и опрос, проведенный чуть ранее порталом «АвтоВзгляд». При этом, учитывая целевую аудиторию нашего сайта, итог голосования выглядит для минпромторговской программы льготного автокредитования вообще как приговор. Но обо всем по порядку.

Возможно, в статистическую погрешность входит тот факт, что сейчас растут продажи в премиальном сегменте, и покупателям Mercedes-Benz S-Class просто вообще не нужны ссуды. В любом случае те, кто готов купить новую машину, в 75% предпочтут не брать кредит. В 2014 году 58% потенциальных покупателей собирались взять часть денег в долг у банка. 

По опросу НАФИ 86% опрошенных россиян заявили, что не собираются вообще приобретать автомобиль в ближайшие три года. Какие уж тут приобретения – «прокормить» бы нынешний автомобиль с учетом роста цен на бензин и ОСАГО, тем более что завтра можно и без работы остаться. Среди тех 14%, кто все же подумывает об обновлении личного автопарка, только 25% готовы взять автокредит. Дополнительным опасением служат тут выросшие процентные ставки банков. 12% подумывают о том, чтобы одолжить деньги у родственников – эта доля практически не меняется последние несколько лет. В основном о таком способе заимствований говорят молодые потребители (от 18 до 24 лет).

25% респондентов объяснили нежелание влезать в долги тем, что слишком велика переплата из-за высоких процентных ставок. Столько же заявляют, что при нынешнем доходе не могут позволить себе ежемесячные выплаты. Также многие отвечали, что боятся жить в долг при неуверенности в будущем.

В европейском части России, судя по результатам исследования, люди чувствуют себя все же немного увереннее. В Центральном федеральном округе 25% россиян планируют приобретение нового автомобиля в ближайшие три года, в Северо-Западном – 19%, в Приволжском – 18%. А на востоке и юге ситуация критическая для автобизнеса: только 1% жителей Дальневосточного федерального округа могут позволить себе купить новую машину, в Южном – 9%.

Программа льготного кредитования, на которую Минпромторг выделяет 25 млрд. рублей, должно поддержать автопром – как было в 2009 году, когда авторынок рухнул из-за экономического кризиса. Эту идею лоббировали да «вылоббировали» прежде всего сами автопроизводители, чтобы хоть как-то стимулировать продажи. Потребителей должна соблазнить идея, что часть процентов по кредиту при покупке машины (если она произведена в России и стоит менее 700 000 рублей) покроет государство. Однако, как видно из опроса, дело не только в переплатах, хотя и в них тоже, но и в общей неуверенности связываться с дорогостоящими покупками в нестабильное время.

Что же касается опроса портала «АвтоВзгляда», состоявшегося месяцем раньше, то на вопрос «Планируете ли вы в ближайшее время купить машину в кредит?», только 5% респондентов ответили утвердительно. Более того, только 27% голосовавших ответили лаконичным «Нет». 67% выбрали более категоричное заявление: «Я не сумасшедший при таких процентах». Так что, похоже, авторынок страны ждет в этом году полный коллапс. Если конечно, банкиры и автопроизводители не умерят своих аппетитов. Но поскольку таблеток от жадности еще, увы, не изобрели, рассчитывать на это не приходится...

Остается добавить, что специалисты НАФИ опросили 1600 человек, а в опросе портала «АвтоВзгляд» приняли участие 1900 граждан.