Представьте себе, что, вернувшись из отпуска, вы не находите на привычном месте свою «ласточку». Первая мысль – угнали! Начинаете звонить по разным инстанциям, и с облегчением узнаете – не угнали, а «лишь» эвакуировали. Однако следом за «хорошей новостью» вы можете получить и плохую. Пока вы отдыхали, ваш автомобиль продали с аукциона! И это не журналистская страшилка – десяток авто уже постигла такая судьба и уже около тысячи ждут своей очереди.
Свой новый бизнес эвакуаторщики объясняют просто: мол, автомобили эти – хлам, за ними никто не обратился, вот они и сменили хозяев. И все бы хорошо, но в том, как ГКУ АМПП» получило машины москвичей, есть слишком много темных пятен, а ведомство уже намекнуло, что похожая судьба вскоре может постигнуть сразу 1000 автомобилей со штрафстоянок. Корреспондент портала «АвтоВзгляд» разобрался, каким образом эвакуированные машины меняют владельцев, и чем грозит такая схема столичным автолюбителям.
КОМУ ПОДЕРЖАННЫЕ «ЖИГУЛИ» ЗА 10 000?
Заявление о том, что первые 10 машин со штрафстоянок стали собственностью Москвы, в конце марта сделал генеральный директор ГКУ АМПП Александр Гривняк. Чиновник отметил, что все автомобили – российские, без номеров, и стоят не больше 10 000 рублей каждая. Все права на них Москва якобы получила по двум судебным решениям – по 5 транспортных средств на каждое. Сам алгоритм выглядит так: после недели простаивания на штрафстоянке, эвакуаторщики считают машину невостребованной и держат ее в таком статусе три месяца. Затем хозяина автомобиля начинает искать ГИБДД, а если и это не помогает — тогда суд может признать машину бесхозяйной, тем самым давая «зеленый свет» для ее передачи городу и дальнейшей реализации. Гривняк отметил, что на столичных штрафстоянках сегодня находится 1000 невостребованных машин, а значит в перспективе владельцев могут сменить и они.
ЦИФРЫ С ПОТОЛКА
На первый взгляд все выглядит вполне логично — если не вдаваться в подробности. Любой водитель знает, что даже самые потрепанные отечественные «Жигули» стоят сегодня куда больше 10 000 рублей, про которые говорят в ГКУ АМПП. Так откуда же взялась эта цифра? Может быть, машины, которые получила Москва — просто автохлам, куча бесхозного металлолома? Но ведь все они эвакуированы за нарушение правил парковки, причем не во дворах (эвакуаторы ГКУ АМПП там не работают) — а значит, как минимум, находятся на ходу. Получается, что стоит каждая из этих машин куда больше и оценка ее чиновниками не объективна.
А СУДЬИ КТО?
За разъяснениями мы дважды обращались в пресс-службу ГКУ АМПП, оба раза с просьбой предоставить в распоряжение редакции копии судебных постановлений, на основании которых 10 автомобилей со штрафстоянок стали собственностью города. Однако, эти документы чиновники так и не предоставили. Не стали в ведомстве рассказывать и о том, кто и каким образом оценил стоимость каждого автомобиля, ограничившись общими фразами о том, что все машины «очень старые и автохлам» (оценивали их, судя по всему, «на глазок»). Но какие же автомобили стоят таких смешных денег? Наверное, рассыпающиеся от ржавчины «Жигули»? Ведь и руководитель ГКУ АМПП Гривняк говорил о том, что все машины, полученные Москвой — отечественные... Но, как оказалось, это не совсем так.
ИНОМАРКИ В ГРУППЕ РИСКА
В официальном ответе, полученном нами от ведомства, упоминается, что среди сменивших владельцев автомобилей наряду с отечественными марками («Жигули» 2104, 2105 и 2107 годов выпуска, «Москвичом» и «Таврией») есть и иномарки – Audi 80, Ford, Toyota и Daewoo Nexia. Немало машин зарубежного производства и среди той тысячи транспортных средств, что находится сегодня на столичных штрафстоянках и считается невостребованными. Это, в частности, такие марки, как Chevrolet, Nissan, Lifan, и перед всеми ними также маячит перспектива смены хозяев. Причем нет никакой гарантии, что эти авто, которые на рынке стоят десятки тысяч рублей, чиновники ГКУ «АМПП» не оценят в ту же скромную «десятку».
Но как быть владельцам таких транспортных средств? Они ведь могли просто оставить своих «желзных коней» и надолго уехать или, в худшем случае, оказаться в больнице. Все эти случаи еще не дают право кому бы то ни было лишать хозяев их собственности, защищенной Конституцией!
А БЫЛ ЛИ РОЗЫСК?
Александр Гривняк утверждает, что владельцев машин ищут с помощью «масштабного информирования» – но так ли это на самом деле?
– Поиском владельцев невостребованных машин наше ведомство не занимается, – сообщили нам в пресс-службе ГКУ АМПП, – если они в течение трех месяцев не объявились, то мы обращаемся в ГИБДД, и уже ее сотрудники приступают к «розыскной деятельности».
По словам источника в столичном ГИБДД, эта работа сводится к обзвону хозяев автомобилей — но лишь в том случае, если их телефоны есть в базах данных «дорожных» полицейских. Если нет — водителям просто направляют почтовые извещения. Вот уж действительно – «масштабное информирование»! Ну придет хозяину машины письмо в почтовый ящик — а он, может быть, и не живет по указанному адресу. И как тогда быть? По логике чиновников — очень просто: если автолюбитель не откликнулся, то в дело вступает суд. И если «слуги Фемиды» признают машину бесхозяйной, то она становится на учет города, а затем либо утилизируется, либо продается на торгах. По закону, торги — процедура открытая и доступ к ним могут получить все желающие. Вот только «заманчивая» стоимость эвакуированных иномарок в 10 000 рублей поневоле наводит на мысль, что авто могут найти своих владельцев и не дожидаясь торгов.
ПРАВОЗАЩИТНИКИ ПРОТИВ
– Конечно, вся схема получения Москвой автомобилей, которую сейчас активно внедряют в ГКУ АМПП, далеко не прозрачна, – гкомментирует ситуацию Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. Во-первых, очень странно, что ГИБДД не может по уже имеющемуся в их распоряжении автомобилю найти его хозяина. Нет номеров? Ну и что с того! У отечественных машин всегда есть номер на движке, а у иномарок — VIN-код под лобовым стеклом. По эти данным владельца машины всегда можно установить, а значит, и найти. Все остальное — отговорки. Что касается судебных решений о признании автомобилей бесхозяйными, то там должно быть четко указано, что были предприняты все возможные меры к поиску их владельцев, в нем были задействованы все инстанции, проведена серьезная работа и т.д. А дальше суд должен признать, что меры были приняты в достаточном объеме, и найти хозяина машины действительно невозможно. Так что просто сказать — мол, мы провели рассылку — здесь, безусловно, недостаточно. Одним словом, пока процедура смены хозяев авто, которую используют в ГКУ АМПП, сильно смахивает на какую-то не вполне законную, «теневую» схему.