Генпрокуратура отчиталась о старте масштабных «надзорных мероприятий, связанных с производством, хранением и реализацией автомобильного топлива ненадлежащего качества». Внезапный интерес прокуроров к сфере нефтеперпереработки вызван стандартной причиной – «ату его!» из уст президента. Напомним, что на совещании с членами правительства в конце апреля этого года Владимир Путин выразился по поводу некачественного моторного топлива следующим образом: «Это же хищение на самом деле. Это ведет не просто к проблемам, связанным с тем, что двигатели у автолюбителей летят чаще, чем положено, ремонтировать их надо чаще, чем положено, и так далее. Но это же просто обман потребителя».
В 2014 году автопарк России израсходовал 65,5 млн. тонн топлива. В денежном исчислении это соответствует 2,7 трлн. рублей.
Пока вся страна расслаблялась на майских праздниках прокуроры выясняли, что «подобные нарушения наиболее типичны для мелких производителей и продавцов автомобильного топлива. Имеют место случаи хищений продукции и обмана потребителей». И в официальном заявлении пообещали, «принять меры» с помощью специалистов Госстандарта и Ростехнадзора. И наверняка найдут, вскроют и отчитаются. На улице автовладельцев страны вскоре неизбежно наступит праздник качественного бензина. Грусти в эту историю подливает другое. А именно пара простых и традиционно безответных вопросов. Что до сих пор мешало прокуратуре самостоятельно, без «пинка» со стороны президента, обратить внимание на почти катастрофическую (как неожиданно выяснилось!) ситуацию с качеством топлива в стране? Не менее удивителен всплеск внимания самого президента к этой теме именно сейчас. Или просто его референты наткнулись на нее и решили подкинуть шефу?
Примерно такое же впечатление в декабре прошлого года произвело не менее внезапное возмущение из уст Владимира Путина тогдашними ценами на бензин в России. «Некоторые вещи вызывают вопросы. Вот на 10% на 1 декабря увеличились цены на нефтепродукты при снижении мировых цен на 35%. Это как вообще понять? Куда ФАС смотрит?» – требовал тогда ответа у членов правительства глава государства. Слово президентово оказало, помнится, магическое воздействие на субстанцию, называемую у нас рынком нефтепродуктов. К концу прошлого года топливо подешевело почти на 40 копеек за литр. Можно не сомневаться, что очередное «внезапное возмущение президента» приведет к волшебному появлению десятков уголовных дел против производителей и торговцев сомнительным бензином по всей стране. Хотя и сейчас все контролирующие органы в это сфере вроде как работают. Таким образом можно с уверенностью утверждать: пора адаптировать старую поговорку под современные реалии. Она должна звучать так: «Пока президент не грянет, чиновник не перекрестится».