Катастрофа с участием двух автобусов на трассе в Хабаровском крае стала одним из самых громких событий 5 августа в России. Около трех часов дня по местному времени (8.00 по Москве) на 125 километре трассы Хабаровск–Комсомольск-на-Амуре в лобовом столкновении сошлись два рейсовых автобуса, осуществлявших регулярные перевозки между этими городами. Трагедия произошла в середине маршрута – в районе озера Гасси. По предварительным данным, водитель одного из автобусов, пытаясь объехать дорожную технику, выехал на «встречку», где и врезался в коллегу. От удара его машина вылетела с трассы и перевернулась.
Именно этим обстоятельством, скорее всего, объясняется большое число погибших и тяжело раненных. Из 72 человек, находившихся в обоих автобусах (включая шоферов), погибло 16 и 23 находятся в крайне тяжелом состоянии. Следствие сгоряча возбудило дело по части 3 статьи 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья» (до 10 лет заключения). Чуть позже, когда стали известны подробности произошедшего, в деле появилась еще и статья 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (до 5 лет). Водители обоих автобусов каким-то чудом выжили в аварии. Анализ их крови, по данным местных правоохранителей, алкоголя не выявил.
[article=— right]Аварии с автобусами в последнее время участились настолько, что даже Президент России обратил на это внимание и выразил соболезнование пострадавшим и их семьям. Ведь буквально пару недель назад в Красноярском крае междугородний «бас» выскочил на «встречку» и столкнулся там с фурой. Тогда погибли 11 человек, а фура полностью сгорела. Грустная ирония ситуации в том, что аккурат 4 августа, буквально за сутки до трагедии в Хабаровском крае, высокие чиновники из Минтранса и МВД собрались и заседали на тему «Что же нам делать с автобусными авариями?» Сподвигла их на такой курултай та самая громкая авария в Красноярске. Высокие «пиджаки» из полиции и Минтранса, как обычно посовещались, в очередной раз решили ужесточить правила перевозок пассажиров и требования к компаниям-перевозчикам. Замминистра транспорта Николай Асаул даже похвастался, что его ведомство еще в январе прошлого года издало «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом». Посовещались, ответственные лица и с чувством выполненного долга разошлись.
И уже на следующий день реальную цену подобных совещаний продемонстрировал простой хабаровский водила-автобусник. Всего же за первое полугодие 2015 года в стране по вине водителей автобусов произошло около 2300 ДТП, в которых 161 человек погиб и свыше 3600 были ранены. Так что можно заседать в кондиционированных кабинетах и президиумах хоть до посинения. И можно облепить все автобусы в стране тахографами и GPS-ГЛОНАСС-технологиями. Но какой от этого прок, кроме видимости бурной чиновничьей деятельности? Ее истинную ценность в очередной раз продемонстрирует очередной «Вася», когда за рулем междугороднего автобуса лихо пойдет на обгон – навстречу очередной фуре или коллеге по цеху...
Реально же на ситуацию могла бы повлиять буксующая реформа автошкол, в которой пока отсутствуют единообразные и обязательные к исполнению программы переподготовки водителей. Но Минтрансу и ГИБДД не до них...