Туда на излечение в принудительном порядке на год-другой направляли граждан, не выдержавших то ли тягот гонки вооружений, то ли прелестей советского искусства, то ли всего вместе взятого, и «утопившихся» в стакане. Алкоголиков, содержащихся тут если и не за колючей проволокой, то за высокими заборами с ораной, иногда травили промедолом, но главным образом тяжелым трудом – исправляли. Любопытно, что попасть в ЛТП можно было просто по «ходатайству» жены, соседа или трудового коллектива. Нет, формально все юридические процедуры соблюдались: участковый, получав «сигнал», вез «подозреваемого» на освидетельствование в наркодиспансер, затем в суд – и «приговор» вступал в силу. Толку от такой карательной медицины было чуть – по статистике, сюда, после «лечения», возвращался каждый третий. Короче говоря, в 1994 году профилактории указом Бориса Ельцина упразднили, а в 2003 году окончательный отказ от порочной практики принудительного лечения закрепил уже своим указом Владимир Путин. Но, похоже, через 50 лет после появления первого ЛТП и спустя 20 после закрытия последнего, они возвращаются. Правда, в каком-то усеченном виде – исключительно для моторизованных россиян. Минздрав подготовил и на днях вывесил для широкого обсуждения на сайте regulation.gov.ru проект федерального закона, которым предлагает при лишении прав «лица, совершившего административное правонарушение в области дорожного движения в состоянии опьянения … возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую реабилитацию в связи с потреблением вызывающих опьянение веществ».
С одной стороны, хорошо, конечно, что на принудительное лечение добрые Айболиты собрались отправлять не всех поголовно пьяных «рулевых» (тем более, что «пьяным» у нас до сих пор можно легко стать только по желанию гаишника), а только тех, кто в подпитии нарушил ПДД (по своей вине попал в ДТП, проехал на красный, не там припарковался, выехал на «встречку»). Но с другой совершенно непонятно, почему именно поддатого водилу надо по суду заставлять лечиться. А выпившего пешехода, перебегающего улицу в неположенном месте – не надо? А принявшего на грудь уличного хулигана, ударившего прохожего? И, кстати, лечиться от чего? Да, пьяный за рулем – почти всегда потенциальный убийца, но разве всегда – алкоголик или наркоман? С какой стати его сразу в ЛТП?
Тем более, скажете вы, и ЛТП то никаких еще нет – не построили. И будете не правы. Построили – и в немалых количествах. Только в отличие от советских, где заставляли, так или иначе, пахать на общество, их современные аналоги вынуждают «клиентов» работать только на себя. За ради их прокорма, как мне кажется, и затеян этот прожект.
А называются нынешние ЛТП реабилитационными центрами. Сегодня в них, по большей части, излечивают наркоманов. За очень хорошие деньги: минимальный полугодовой курс стоит от 180 000 до 600 000 и больше рублей. Но очередей не наблюдается: все таки наркоши, по большей части, народ безденежный. А автовладелец – человек априори хоть при каких то деньгах. И к тому же пойдет на любые траты, чтобы вернуть «права». Так отчего же его не подоить в очередной раз? Тем более, что доить будет все таки не в карательная, а коммерческая медицина.