Одно из самых громких дел разворачивается на юге России – стараниями прокуратуры Краснодарского края. Здесь, после соответствующего расследования, по суду уже лишились «прав» несколько десятков выпускников одной из автошкол и за ними скоро последует еще около двадцати человек. Директору заведения грозит реальный срок – до шести лет лишения свободы. Похожие случаи зафиксированы в Вологде и Благовещенске. Да что там – в самой Москве подписку о невыезде дал один из руководящих сотрудников очень известной «Центральной автошколы», подозреваемый в крупном мошенничестве. И, как сообщили порталу «АвтоВзгляд» источники в прокуратуре и полиции, это только начало широкомасштабной операции по выявлению автошкол, обучающих граждан азам водительского мастерства, не имея на то никакого права. А заодно и по лишению этих самых граждан водительских удостоверений за то, что они прошли курс обучения в подобных заведениях. По некоторым даным, только в ближайшие месяцы «права» аннулируют у 1500-2000 человек! А если маховик карающих органов раскрутится на полную мощность, без водительских «корочек» могут остаться десятки, если не сотни тысяч россиян. И смогут ли они восстановить свое право на управление транспортными средствами и как это будет выглядеть на практике – большой вопрос, поскольку подобная процедура совершенно не проработана. И кого винить в сложившейся ситуации?
Напомним, что реформа автошкол была затеяна в том числе и для того, чтобы очистить рынок от структур, которые занимались не обучением будущих водителей, а, по сути, торговлей свидетельствами об окончании школы, без которого экзамены в ГИБДД не сдать. Они «шли на встречу» людям, не желающим тратить время на посещение занятий, самовольно сокращая программы лекций и практических занятий до минимума. В итоге аварийность среди водителей со стажем до трех лет просто зашкаливала. При этом лицензию на ведение такого «бизнеса» было выправить проще простого.
По новым же правилам, для того чтобы получить ее, образовательному учреждению необходимо иметь серьезную материально-техническую базу (автодром, автомобили, тренажеры, штатных преподавателей, инструкторов вождения и многое другое), гарантирующую качественный процесс обучения. Дело это затратное. Поэтому тысячи автошкол по всей стране «забили» на новации, продолжая набирать курсантов и «учить» по-старому. Хороши и сами курсанты. Они несли – и несут! – свои кровные коммерсантам, не удосужившись проверить, получили ли те «добро» органов обрнадзора и разрешение ГИБДД, хотя эта информация открытая – достаточно зайти хотя бы на сайт местной Госавтоинспекции. При этом и ГАИ удивляет: служба легко принимает документы для экзамена от автошкол, которым сама же отказала в праве обучать людей.
Между тем, в ФЗ «О безопасности дорожного движения» четко прописано, что водитель, отучившийся в нелицензированной автошколе, не считается прошедшим соответствующее обучение и не имеет права не только на «права», но даже на экзамен в ГАИ. То есть прокурорские работники, вскрывшие подобные факты и настоявшие на аннулировании уже выданных водительских удостоверений – стопроцентно правы. Однако поскольку в этой правовой неразберихе пострадали и будут страдать граждане, возникает вопрос: а почему государство так долго терпело – и, увы, терпит – изобильное присутствие на рынке нелегальных автошкол?
Которые, между прочим, активно воспользовались ситуацией и громко напомнили о себе заявлением в поддержку краснодарских «лишенцев», тем самым оправдывая, по сути, и свое существование. Так, некое НП «Гильдия автошкол», куда, в частности, входит и упоминавшаяся выше «Центральная автошкола» (незаконно, как подчеркивают представители МВД, присваивавшая деньги граждан), и ряд других автошкол, в списках ГИБДД не значащихся, распространила заявление, призывающее лишенных прав краснодарских водителей «оспаривать решения суда в вышестоящих инстанциях, а также подать в суд и на ГИБДД, где они получали водительские удостоверения». При этом председатель правления «Гильдии» Сергей Лобарев как бы вскользь замечает, что «ранее допускалось получение ВУ без обучения в автошколе, как делают сейчас во многих странах». Между тем, в нашей стране от экстерната отказались как раз потому, что именно этот институт стал для «серых» идеальным инструментом зарабатывания денег: учить не надо, штампуй себе справки для ГАИ и стриги купоны, выпуская на дороги неумех.
Кстати сказать, та же «Центральная автошкола» (а г-н Лобарев по совместительству является и ее директором), после скандала с уголовным преследованием ее руководства и прекращения действия лицензии, элегантно переименовала себя в «Образовательный холдинг «Центральная автошкола Москвы» и вовсю продолжает зазывать людей на самые разнообразные программы обучения и «дни открытых дверей». При этом, правда, списка школ, входящих в холдинг, на его сайте не найти, как и их лицензий. Впрочем, откуда им взяться, если сам холдинг нигде и никем не зарегистрирован, да и имя столицы РФ использует незаконно.
Другими словами, нечистоплотные игры дельцов от «серого» бизнеса продолжается. В том числе и потому, что, как справедливо замечает сам Сергей Лобарев и чем активно пользуется, «далеко не все граждане у нас обладают достаточными юридическими навыками для того, чтобы определить легитимность автообразовательного учреждения».
Полностью с этим согласимся и добавим лишь, что именно государство должно в кратчайшие сроки помочь простым людям (а ежегодно учиться на «права» идет более 2 млн. человек) разобраться с «нелегитимными», а не отбирать у попавшихся на их удочку, но все же сдавших экзамены в ГИБДД, водительские удостоверения.
...Кстати сказать, портал «АвтоВзгляд» поинтересовался у руководителя гильдии и незарегистрированного холдинга, какие именно автошколы в него входят и имеют ли они соответствующие лицензии. Увы, но даже на такой простой вопрос защитник выпускников «серых» краснодарских школ ответить затруднился.