9831

Москвичи поддержали протест дальнобойщиков против «Платона»

Не только автовладельцы осознают жульническую природу введенного 15 ноября побора с 12-тонных авто
Опрос, проведенный «Левада-Центром» в начале декабря 2015 года на улицах столицы, показал: москвичи отлично понимают, чем обернется для них введение сбора с дальнобойщиков за проезд по федеральным трассам с помощью системы «Платон».
Изображение Москвичи поддержали протест дальнобойщиков против «Платона»

Акции водителей большегрузных фур, пытавшихся перекрывать подъезды к Москве и МКАД не прошли мимо большинства жителей столицы. Это выяснили опросчики «Левада-центра», проведя более 1000 человек на улицах столицы. Оказалось, что 77% респондентов отлично осведомлены о происходящем. Из них только 13% процентов не одобряют акций, а 71% – поддерживают протест профессиональных водителей. Заметим: опрашивались именно пешеходы, то есть группа людей, среди которых наверняка было много тех, кому проблемы российских дорог – «до лампочки». Но, похоже и они понимают: сборы с 12-тонных машин за проезд по федеральным трассам самым прямым образом ударят по личному карману. При этом еще не известно, послужат ли эти деньги на благо российских дорог или, как обычно, уйдут «в песок». С другой стороны, также в начале декабря, около 20 отраслевых объединений производителей продовольствия и розничной торговли направили обращение премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой перевести систему сбора денег с дальнобойщиков «Платон» в тестовый режим. Тем самым отменить плату за их проезд по федеральным трассам.

Среди подписантов СМИ упоминают «Национальную мясную ассоциацию», «Руспродсоюз», «Рыбный союз», «Союзмолоко», «Зерновой союз», «Ассоциацию компаний розничной торговли», «Союз независимых сетей» и т.д. Они констатируют продолжающиеся сбои в работе «Платона» и утверждают, что из-за проблем с этой системой у мелких перевозчиков большие транспортные компании не справляются с грузопотоком что уже привело «к росту тарифов на перевозки на 20–30%, а в отдельных регионах страны — до 100%». По их расчетам нынешний тариф «Платона» в 1,53 руб/км означает увеличение розничной цены, к примеру, литрового пакета молока на 1,2 рубля. Повышение платоновских расценок в марте 2016 года до 3,73 руб/км приведет к подорожанию на 2,5 рубля за литр молока. Опрос «Левада-Центра» показывает, что граждане все это прекрасно понимают.

У всей этой истории есть еще одна сторона. Компанией-оператором «Платона» является некая «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). На 50% она принадлежит сыну большого друга (как принято считать) нашего президента Аркадия Ротенберга – Игорю Ротенбергу. За то, что РТИТС «администрирует» сборы с дальнобойщиков из бюджета ей ежегодно должно выплачиваться по 10 млрд. рублей. Власти ожидают, что «Платон» будет приносить за этот же срок по 50 млрд. рублей. То есть, в чистом остатке, дополнительные поступления в дорожные фонды от сборов с 12-тонных машин ожидаются на уровне 40 млрд. в год. Парадокс в том, что для получения этих денег, если уж они так нужны бюджету, совершенно не нужен ни Платон, ни Сократ, ни даже Архимед. За 2014 год внутреннее потребление дизельного топлива составило 31 млн. тонн. Простейшее арифметическое действие – и мы узнаем, что нужные нам допмиллиарды мы можем получить, повысив акциз на 1290 рублей с каждой проданной в розницу тонны солярки. Тонна дизтоплива, в среднем, имеет объем, равный 1176 литрам. С учетом этого получаем, что наш дизельный акциз увеличил бы стоимость топлива на заправке всего на 1,09 рубля! Что такое лишний рубль при цене дизеля на АЗС на уровне 35 руб/литр?! Расчет примитивен и доступен для осознания даже 90-летней деревенской бабушкой. Однако госэкономисты дорожной отрасли до подобного, видимо, не додумались. А если додумались, то к ним есть интригующий вопрос: зачем нужно было долго и упорно городить криво работающий «Платон», если не с целью организовывать совершенно законную 10-миллиардную «кормушку» сами знает для кого?