На днях в СМИ появились сообщения со ссылкой на неназванные «источники» в правительстве страны о том, что российские власти кулуарно обсуждают идею ввести новый акциз – на этот раз на автомобильные шины. Известно, что автовладелец, это гражданин, с которого проще всего содрать лишнюю «копеечку». У него есть хоть какие-то деньги (авто покупают не на последнее!), и он от своей машины никуда не денется. Если такому гражданину пригрозить ее изъятием или запретом на ней ездить (отъемом «прав»), с него можно драть три шкуры посредство налогов и сборов. Подобный подход отлично работает в случае акцизов на топливо, транспортного налога и обязательного грабительского ОСАГО.
Когда в бюджете России, привыкшем к заоблачной стоимости экспортной нефти, после падения ее цены зазияли разнокалиберные дыры и дырочки, власти принялись судорожно резать существующие расходы и искать дополнительные доходы. В какой-то момент очередь дошла до автомобилистов. Так, на днях стало известно, что власти собираются уже в апреле поднять акцизы на моторное топливо – для бензина на 2 рубля за литр, а на дизтопливо – на 1 рубль. Их не смущает, то, что буквально только что, с 1 января 2016 года эти акцизы и так уже были повышены – в каждом проданном литре топлива Евро-5 прибавилось еще по 2 рубля, причитающихся государству.
Теперь в сферу загребущих интересов нашего скаредного государства попали шины – тоже «автомобильная штуковина», которую автовладелец вынужден время от времени покупать. Министр финансов РФ Антон Силуанов позднее сообщил журналистам, что по поводу введения акцизов на автомобильную резину «такого решения нет». Но мы же понимаем, что его «сейчас нет», а через неделю, глядишь, – и уже есть. Чтобы представить масштабы возможной прибыли госбюджета при введении акциза на шины прикинем, что рынок моторного топлива России составляет порядка 2,5 трлн рублей. Из них около 440 млрд. уйдет за этот год в казну в виде акцизов. Если их повысят в апреле, то эта цифра еще вырастет. При этом весь шинный рынок страны на данный момент не превышает 100 млрд. рублей – по разным оценкам. Другими словами, на шинных акцизах бюджет сможет «поднять» максимум десяток миллиардов рублей, что в масштабах государства просто смехотворно. Для сравнения, в одной только Москве в виде транспортного налога собирают по 17 млрд. рублей. Но в нынешней ситуации госказна может не погнушаться даже парой дополнительных миллиардиков. Поэтому вслед за «шинными» акцизами от властей страны вполне теперь можно ожидать любого «щипачества». Не исключено, что такими темпами мы скоро дойдем до акциза на тормозные колодки, лампочки и салонные освежители воздуха.