Стоит напомнить, что в 2007 году Фоменко инициировал крупномасштабную пиар-кампанию по прославлению себя любимого на весь мир, для чего в содружестве с бизнесменом Ефимом Островским создал фирму, занимающуюся разработкой спортивных автомобилей. Первое время у предпринимателей даже что-то получалось: на свет родились две модели Marussia B1 и B2, причем со второй создатели даже успели поучаствовать на Женевском автосалоне, а затем появилась еще одна – SUV F2.
Потом грянул кризис и ребята прогорели: еще бы – даже наших олигархов-соотечественников поделки Фоменко и компании не вдохновили, что уж там говорить про избалованных всякими Lamborghini, McLaren и прочими Ferrari шейхов, которым и подавно не нужна никому неизвестная «Мараша» (именно так читается название бренда на английском языке).
Провалившись в продажах, но зато успев засветиться в F1 и получив, как казалось самим идеологам проекта, признание в мировом автоспорте, они пошли искать финансовую помощь.
Посодействовать талантливым разработчикам первого отечественного гиперкара вызвался банк «Петрокоммерц», который выдал Николаю Фоменко кредит в сумме 60 000 000 рублей. В итоге – новые болиды «Маруся» покатились по трассам «Формулы-1». Правда, за четыре года присутствия в «королевских гонках» ничего, кроме неудач они российской команде не принесли.
Зато директор Marussia Team Грем Лоудон потребовал от представителей Formula One Management равномерно распределить доходы между всеми участниками чемпионата, а не выплачивать гонорары конюшням, исходя из занимаемой позиции в итоговой таблице. Желание получить деньги за последнее место – идея, конечно, неплохая, но наглая и ожидаемо несостоявшаяся. Как, впрочем, не получился и сам проект: ни по серийному производству суперкаров, ни по покорению гоночных вершин.
Исход – балансирующая на грани выживания компания перестала выплачивать своим сотрудникам зарплаты, а в последствии уволила их и вовсе. Отчаявшиеся работники обратились с коллективным иском в прокуратуру, которая выяснила, что сумма задолженности по з/п составила без малого 20 000 000 рублей. Не говоря уже о долге по кредиту, составляющему на данный момент уже 65 000 000 рублей.
Даже проданных с молотка автомобилей и права на интеллектуальную собственность торговой марки, включая документацию и оборудование, оказалось недостаточно, чтобы погасить заем. Но что еще более любопытно – осознав всю серьезность проблемы, г-н Фоменко прямо в суде заявил, что никакие деньги у банка не брал, подписи на договорах – подделка, а дело – чистой воды подстава!
Вероятно, никакого другого выхода из положения, кроме как отказаться от собственноручно проведенной сделки, шоумен найти не смог. Впрочем, удовлетворившая иск представителей ФК «Открытие» (ранее банк «Петрокоммерц») судья Любовь Виноградова была непоколебима – ранее проведенная почерковедческая экспертиза доказала, что подписи на документах принадлежат именно и исключительно Фоменко.
Скорее всего, он еще будет долго обжаловать решение суда в высших инстанциях, но заплатить ему, вероятно, все же придется, тем более, что есть чем – о недвижимости Николая за рубежом ходят легенды. А его пример станет уроком, как не стоит газовать в погоне за славой и деньгами.