Как пояснили порталу «АвтоВзгляд» эксперты компании ГК «АвтоСпецЦентр», это происходит во многом «благодаря» ужесточению фискальной политики российской власти, задыхающейся в острейшем бюджетном дефиците. Однако есть и другие причины, с финансовой политикой государства не связанные. Но обо всем по-порядку.
Если говорить о внутренних проблемах, то родные партия и правительство сделали все от них зависящее, чтобы цены на АЗС резко подросли. Во-первых, повышением с 1 апреля ставки топливных акцизов – до 2 руб. за литр и до 10 130 руб. за тонну, а дизельного топлива — до 1 руб. за литр и до 5293 руб. за тонну. В цене каждого литра бензина будет заложен акциз в размере 7,19 рубля – это на 1,85 рубля больше, чем сейчас. Во-вторых, они планируют увеличить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за счет сокращения вычета из налога с 15 до 7,5 доллара за тонну. В третьих, с 1 апреля предполагается поднять экспортную пошлину на нефть с 39,5 до 54,9 доллара за тонну.
В итоге всех этих новаций себестоимость добычи нефти скаканет с январских 18,12 доллара за баррель до 27,22 доллара при мировых ценах в диапазоне от 30 до 40 долларов. Еще одной причиной подорожания топлива станет введение в России экологического стандарта «Евро-5». Для того, чтобы своевременно перейти на него, нефтяные компании должны будут перевести производство на другой экологический класс, что, в свою очередь, требует больших капиталовложений и временных затрат. Но, как уже говорилось, топливное подорожание вызвано и иными, вполне объективными причинами.
Распространенное мнение о том, что стоимость бензина при снижении нефтяных котировок должна также падать, подчеркивают специалисты, является заблуждением. Дело в том, что мировые цены на нефть формируются за пределами России и вследствие их снижения российские нефтяные компании стали получать меньше денег от экспорта нефти. Таким образом, стоимость бензина в России при падении цен на нефть, наоборот, должна увеличиваться: падение экспортных доходов нефтяники частично пытаются возместить за счет роста цен на оптовом рынке бензина. Повышение оптовых цен на топливо обычно приводит к увеличению стоимости бензина на АЗС. Высокие розничные цены – это единственный способ нефтяных компаний возместить те деньги, которые они теряют за счет падения цен на нефть. Именно поэтому за последний квартал 2015 года в Европе и США бензин подешевел в среднем на 4% и 11% соответственно, ведь первая черное золото не добывает, а вторые не являются его крупным экспортером, да к тому же, по разным причинам, сознательно демпингуют.
– Очевидно, что нефтяники будут вынуждены компенсировать сокращающиеся доходы, перенося их на внутренний рынок. Они повысят отпускные цены на нефть для нефтеперерабатывающих заводов, которые в свою очередь поднимут стоимость готового бензина для заправочных сетей. В результате этого розничные цены на автозаправках также поднимутся, это не может не отразиться и на рынке авторитейла, – комментирует ситуацию Валерий Макаев, первый заместитель председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр». – Не стоит забывать и о том, что в цене бензина в России более 60% заложено на налоги, а существенную часть прибыли нефтяных компаний от реализации нефтепродуктов получает государство. Можно предположить, что правительство не допустит резкого роста цен на топливо, однако, когда внутренние резервы нефтяных компаний будут исчерпаны, рост цен на топливо все равно произойдет...