Замглавы УФАС по Республике Татарстан Павел Козел подтвердил появившиеся первого апреля сообщения, что ведомство имеет серьезные претензии к справочникам Единой методики оценки ущерба РСА. Напомним, что именно на их основе рассчитываются размеры выплат по ущербу при ДТП. Показавшееся некоторым первоапрельской шуткой сообщение от татарских антимонопольщиков демонстрирует их недовольство методом расчета стоимости запчастей по регионам. Татарская ФАС считает, что цены для справочника следовало брать на основе анализа прайс-листов не менее 11 магазинов в каждом городе-миллионнике, и не менее 8 – по каждому субъекту Федерации.
Сейчас же, по мнению ФАС, цены в справочниках РСА ниже реальных рыночных в среднем на 30%. Напомним, что в методике РСА стоимость ремонта и запчастей высчитывается в привязке не к городам и субъектам, а к «экономическим регионам».
И разумеется, РСА не согласен с ФАС Татарстана. В союзе уверены, что маркетинговое исследование, на основании которых были сформированы справочники, проведено полностью в соответствии с правилами и требованиями Банка России. В требованиях ЦБ ничего не говорится о необходимости исследований по всем городам-миллионникам и по всем административным центрам субъектов РФ. В защиту правильности своих расчетов РСА приводит тот факт, что выплаты по ОСАГО выросли в среднем с 35 800 рублей в 2014 году до 58 300 рублей в четвертом квартале 2015 года.
Случилось это якобы исключительно благодаря появлению справочников. Хотя на самом деле, в это время просто заработали поправки в законодательство об ОСАГО. Согласно им, при расчете страховщиком размера выплаты максимально возможный износ машины стал не 80%, а 50%. То есть выплата для ремонта, например, 10-летнего авто выросла на целых 30%! Не удивительно, что общие выплаты по ОСАГО выросли также радикально: ведь половина автопарка России старше 10 лет!
Заметим также, что в свое время расценки на запчасти для РСА высчитывало некое ЗАО «Центр информационных технологий «Автоинжиниринг». В его отчете об том исследовании (одобренном РСА, кстати) указано, что по большей части расчет производился по данным интернет-магазинов и оптовых поставщиков автокомплектующих на российский рынок. Внимательное изучение этого документа выявило оговорку его авторов, что не во всех регионах страны можно уложиться в рекомендованное Центробанком 10-процентное расхождение реальной стоимости запчастей и рассчитанное для справочник РСА.
Не стоит, однако, надеяться, что РСА вот прям сейчас возьмет и побежит исправлять свои заниженные расценки на ремонт и запчасти. Скорее всего, начнутся судебные тяжбы и препирательства, которые в конце концов вполне могут окончиться пшиком. А жаль.