ВОЗ, вникнув в суть проблемы и организовав во многих странах мира широкие исследования с участием полиции и специалистов, опубликовала красочно оформленный доклад, в котором поставила точки над «i»: да, «мобильник», отвлекающий внимания водителя от дороги и руля, — просто убийственный гаджет!
Вообще-то, отмечают авторы доклада, любое отвлечение внимания водителя является важным фактором риска дорожно-транспортного травматизма — не менее опаснее, чем недавно запрещенное в РФ «опасное вождение». Отвлекающих факторов в избытке и они делятся на те, что «работают» внутри салона (разговор или чтение/отсылке СМС, интернет в «мобиле», настройка мультимедийной системы, бутерброд с кофе или навигатор), и на те, что подстерегают «за бортом» авто — «выразительный» рекламный щит, красивая девушка на обочине или лошадь, скинувшая на придорожном поле пьяного пастуха. Однако озабоченность специалистов по безопасности движения во многих странах сейчас более всего вызвали именно «мобильники» — и те, что в руке, и те, что «без рук».
Дело в том, что им уже очевиден огромный потенциальный риск, создаваемый средствами мобильной связи для людей, сидящих за рулем. Во-первых, из-за экспонентного роста их числа в обществе. Во-вторых, из-за постоянного усложнения условий трафика — число автомобилей мало того, что растет, так они еще и становятся все более динамичными.
Исследования, проведенные в ряде стран, показывают, что доля водителей, пользующихся во время движения мобильной связью, увеличилось за последние пять-десять лет с 1-го до 15%. Причем, эти данные получены лишь после того, как происходит ДТП, а истинное число любителей «мобильно» пообщаться или хотя бы отвечать на «входящие», много больше.
Вот разъяснение ученых, найденное с помощью специальных тестов, важное для понимания серьезности проблемы: пользование мобильной связью за рулем не только отвлекает внимание и ум водителей от ситуации на дороге, а руки от руля. Эта возникающая отвлеченность есть так называемое когнитивное отвлечение,
Ученые доказали, что звонок по «мобиле» снижает реакцию водителя на необходимость торможения, на сигналы светофора, на его навык двигаться в правильном ряду, держать дистанцию, воспринимать нужный уровень информированности о дорожной ситуации.
Особую озабоченность специалистов вызывают и весьма негативные последствия общения водителя с окружающим миром с помощью такого дешевого (а потому столь привлекательного!) вида мобильной связи как СМС. Мобильный обмен водителей текстовыми сообщениями стало особо опасной проблемой безопасности движения даже в большой степени, чем привычка дам прихорашиваться и решать свои косметические проблемы на ходу с помощью зеркала заднего вида.
По мнению авторов доклада, данные, которыми они располагают в настоящее время, показывают, что у водителей, пользующиеся мобильными телефонами, вероятность влететь в серьезное ДТП примерно в четыре раза выше, чем у коллег, соблюдающих в этом плане ПДД, И это в равной степени касается и тех, кто употребляют мобильную связь за рулем как с помощью устройств «хенд фри», так и другими навороченными мультимедийными гаджетами.
Какие же рецепты борьбы с любителями поговорить за рулем по «мобиле», бесспорно представляющими серьезную общественную опасность для других участников дорожного и придорожного движения, предлагает ВОЗ? К их числу эксперты относят ужесточение наказания за пользование «мобильником» хоть в руках, хоть с «хенд фри» и рассмотрение судами факта телефонного общения в момент ДТП как отягчающее вину обстоятельство.
Для чего, и это уже делается в ряде стран, нужно лишь распространять этот опыт, дорожная полиция должна строже и с большей ответственностью отслеживать нарушение — с помощью биноклей, более «остроглазых» видеокамер наблюдения — стационарных и передвижных, вплоть до засад с фоторегистрацией и использованием патрулей полиции на мотоциклах. Кстати, проведенный мониторинг показал, что на тех участках дорог, на которых водителям известно о том, что проводятся специальные полицейские акции по ловле водил, пользующихся «мобилами», процент «мобильных говорунов» резко снижается. Широко используются и предупреждающие специальные дорожные знаки.
Авторы доклада уверены в том, что следует во всех национальных ПДД прописать полный запрет на пользование за рулем и «громкой связью», и в особенности устным набором и прослушиванием текстов SMS аудиопользование интернетпочтой, что становится возможным благодаря новым гаджетам.
Пользование всеми этими возможностями современных коммуникационных систем следует разрешить, по мнению специалистов ВОЗ и многих представителей национальных служб безопасности на дорогах, только в авто, стоящем на обочине с выключенным двигателем. Более того, в докладе ВОЗ указывается на необходимость потребовать от производителей автомобилей устанавливать в салонах специальные приборы, выключающие коммуникационные гаджеты и приложения, если автомобиль на ходу, а также сигнализирующие дорожной полиции о том, что в данном движущемся автомобиле работает мобильная связь. Об этом уже ведутся переговоры с автопромышленностью, дело за национальными законодателями.