На состоявшемся на днях совещании в ведомстве вице-премьера Дмитрия Рогозина, Минтранс выступил с инициативой создать «Единую государственную среду передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ). «Она может быть использована в том числе в целях фиксации нарушений Правил дорожного движения и привлечения нарушителей к административной ответственности», — заявлено в протоколе мероприятия. Там же зафиксировано поручение Минтрансу, ОАО «ГЛОНАСС», Минкомсвязи, Мипромторгу и Минэкономразвития разработать план создания очередного «большого брата», который сможет ежесекундно следить за каждым участником трафика в стране и корректировать его действия.
Подразумевается, что работать система глобального слежения станет на базе уже существующей инфраструктуры ЭРА-ГЛОНАСС. Дело в том, что начиная с 2017 года наличие системы экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС станет обязательным условием для прохождения сертификации новых транспортных средств, реализуемых на территории России. Другими словами, с 1 января 2017 года «черные ящики», с помощью которых можно отслеживать местоположение и скорость машины, появятся под капотами каждой официально проданной в России машины.
Другое дело, что на данный момент ЭРА-ГЛОНАСС должна выполнять функции своего рода «аварийной кнопки». То есть в случае аварии автоматически направлять экстренные службы на место ДТП. Превращение же ее модуля в полноценного шпиона, требует организации дополнительной инфраструктуры: сетей непрерывной передачи данных от более чем 50 млн. машин, зарегистрированных страны, а также систем обработки и хранения этого гигантского объема информации. Обработка подразумевает автоматическое выписывание штрафов нарушителям ПДД. И в первую очередь за превышение скоростного режима.
А в перспективе и за парковку под запрещающим знаком, езде «против шерсти» по улицам с односторонним движением, проезд перекрестка «на красный». Судя по всему, все эти новшества ждут нас в самом ближайшем будущем. В связи с чем камеры автоматической фиксации нарушений ПДД отомрут как динозавры. В перспективе для ЕГСНИ есть еще одна задача: взимание платы за проезд по дорогам. Напомним, что в самом начале работы системы сбора денег с большегрузов за проезд по федеральным трассам «Платон» выяснилось, что в ней изначально предусмотрена возможность точно также брать деньги и с легковушек. То есть, в принципе, подобные идеи у властей есть.
Ну, а для спецслужб внедрение шпионящих модулей в каждую машину — и вообще подарок подарков. Ведь мало того, что правоохранители будут знать все о твоих перемещениях. «Черный ящик» однозначно получит функцию дистанционного отключения мотора авто. А для особо свободолюбивых граждан, которые попытаются нейтрализовать филиал «большого брата» под капотом, наверняка введут драконовские штрафы или лишение «прав» — «за езду с неработающим модулем ЭРА-ГЛОНАСС» или с какой-то подобной формулировкой в КоАП. А если заглянуть еще дальше, то придуманная Минтрансом ЕГСНИ будет интегрирована с дорожной инфраструктурой настолько, что благодаря непрерывному контролю за каждой машиной сделает большинство нарушений ПДД невозможными в принципе.
Например, если на участке дороги разрешено ехать не быстрее 60 км/ч, то «шпионский ящик» просто не даст машине разогнаться быстрее, при запрещающем сигнале светофора остановит машину перед перекрестком, заглушит мотор при выезде на «встречку»