Напомним, что ГАИ (Госавтоинспекция), созданная в 1934 году решением Совнаркома СССР, отвечала за безопасность дорожного движения до 1998 года, пока ее зачем-то не переименовали в «Государственную инспекцию безопасности дорожного движения» (ГИБДД). Все функции этой службы остались прежними, и никуда не делось народное прозвище ее сотрудников — «гаишники». Только к нему прибавились новые менее звучные и замысловатые названия: «гибэдэдэшник» и «дэпээсник».
Всего через четыре года — в 2002-ом — президент своим неожиданным Указом вновь вернул прежнее название «ГАИ», которое стало равнозначным синонимом ГИБДД. Но это не предел — существует еще одно, третье по счету, официальное наименование этой «конторы» — труднопроизносимое «ГУОБДД МВД России», что означает «Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». Зачем плодить все эти аббревиатуры, которые означают одно и то же, остается загадкой государственной важности.
Итак, ГАИ, она же ГИБДД, она же ГУОБДД, представляет собой самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел. В его структуру входит несколько служб и отделений, каждое из которых исполняет свои функции.
Среди них, например, Служба технического контроля, Служба дорожной инспекции и организации движения, Регистрационно-экзаменационные подразделения, Подразделения розыска автотранспорта и прочие отделы.
Но самый известный из них — ДПС (дорожно-патрульная служба) или, как его называют «Строевые подразделения», которые занимаются организацией контроля дорожного движения, а также выявлением и предупреждением нарушений ПДД.
Иными словами, ДПС — это внутреннее подразделение ГИБДД, чьи задачи и функции регламентированы отдельным документом — Наставлением по работе Дорожно-патрульной службы. Так что формально сотрудник дорожной полиции может представляться и как инспектор ГИБДД, и как инспектор ДПС, если он является служащим этого подразделения..