Пафосная американская газетка National Interest внезапно «воспела оду» так и не пошедшему в серию варианту российского танка, известного специалистам и любителям истории вооружений как Т−95 «Черный орел» или «Объект 640». Проект разрабатывали в 90-е годы прошлого века. И теперь американцы радуются, что если бы Россия тогда смогла тогда начать массовое производство Т−95, украинской бронетехнике и вообще ВСУ настал бы сейчас полнейший каюк.
По версии National Interest, прототип имел необитаемую башню с пушкой калибра 152 мм. Она располагалась выше, чем у прочих российских танков. Это обстоятельство в материале выделяется особо, поскольку, по мнению автора, позволяло Т−95 «поднять орудие для стрельбы по более высоким зданиям в городских боях». Как говорится, без комментариев. Но этого мало. Американцы уверены, что на крыше башни русского супертанка располагалось еще и 30-мм автоматическое орудие для стрельбы по легкобронированным целям. Он также оснащался динамической броней «Реликт», и комплексом активной защиты (КАЗ). Система управления огнем Т−95 имела тепловизионный, оптический и радиолокационный прицелы. Последний в National Interest считают особенно полезным для стрельбы по врагу в условиях задымления на поле боя.
Благодаря всему вышеперечисленному и «фактору устрашения» (из-за большого размера корпуса и башни) Т−95 превзошел бы на поле боя любую украинскую бронетехнику, уверен автор заметки. Поэтому он радуется, что Т−95 остался лишь в прототипом. Иначе, по его мнению, не только украинцам пришлось бы совсем туго, но и, в случае чего, войскам НАТО тоже.
Остается лишь посочувствовать либо способности авторов National Interest к поиску открытой информации в российском сегменте интернета, либо их неумению понимать прочитанное. На самом деле первый опытный образец «Черного орла» показали публике в 1999 году. Он — продукт глубокой модернизации танка Т−80У — единственной в истории российской бронетехники строевой машины с газотурбинным двигателем.
От «восьмидесятки» Т−95 отличал удлиненный корпус с дополнительной парой опорных катков и абсолютно иной башней. Машина стала одним из самых низких(!) танков в мире: привет знатокам из National Interest! Броня башни «Черного орла» была многослойной, с сильным наклоном и усилением от атак сверху. На нее ставили интегрированную динамическую защиту нового поколения на базе системы «Кактус». Механика-водителя сдвинули назад, что позволило увеличить толщину брони лобовой части корпуса.
От подлетающих вражеских боеприпасов танк отстреливался с помощью КАЗ «Арена-М»/«Дрозд−2». Против управляемого оружия работала станция оптико-электронного подавления «Штора−1». Поисковый радар позволял обнаруживать исключительно воздушные цели на расстоянии до 16 километров, а затем запускать по ним ракеты из 152-мм орудия. Ни о каких 30-мм пушках на крыше башни и речи не шло. Там стоял всего лишь стандартный для отечественных танков 12,7-мм пулемет «Корд» с дистанционным управлением.
Проект Т−95 был свернут по одной простой причине: российский ВПК приступил к созданию еще более совершенного танка — «Армата». При этом многие концептуальные решения перекочевали на нее с «Черного орла». Любопытно, но именно работы над последним доказали российским оружейникам, что на танки не стоит ставить газотурбинный силовой агрегат. Дизель в данном случае более предпочтителен.
При создании «Арматы» пригодился и опыт создания нового (для российских танкостроителей) автомата заряжания пушки. Именно на Т−95 впервые была применена боеукладка снарядов в задней части башни специального типа. Ее конструкция при детонации боекомплекта обеспечивала выход энергии взрыва вверх, за пределы бронекапсулы танка, позволяя экипажу выжить. Так что не только американцы, но и мы должны радоваться тому, что Т−95 «Черный орел» не пошел в серию. Ведь при таком раскладе мы бы до сих пор не увидели «Армату».