Группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение коллег законопроект, значительно снижающий размер санкций за езду без полиса ОСАГО. Прежде всего, предлагается убрать из КоАП РФ штраф за отсутствие у водителя полиса ОСАГО при управлении автомобилем. В нынешней редакции Кодекса за то, что ты забыл полис дома, полагается штраф в размере 500 рублей. Вместо него, по мысли авторов законопроекта, вполне можно ограничиться предупреждением. Свою идею они объясняют следующим образом. Электронная база данных Российского союза автостраховщиков (РСА) содержит исчерпывающие сведения о всех застрахованных по ОСАГО водителях. Достаточно организовать для сотрудников ДПС оперативный доступ к ней. Очень логично.
Электронная база данных РСА позволяет далеко не каждому водителю с большим безаварийным стажем получать скидки на приобретение полиса ОСАГО.
С технической точки зрения это организовать достаточно просто. После чего необходимость возить с собой бумажный полис должна исчезнуть. Вместе с санкцией в КоАП за его отсутствие. Еще одно предлагаемое депутатами нововведение касается случаев, когда сотрудник полиции обнаруживает, что страхового полиса у водителя в принципе нет. Сейчас за это полагается штраф в размере 800 рублей. Авторы законопроекта предлагает снизить его до 500. Свою идею они обосновывают выросшей, в связи с недавним подорожанием тарифов ОСАГО, финансовой нагрузкой на автовладельцев. Мол, им и так приходится платить много... Предполагается, что Госдума рассмотрит законопроект в течении весенней сессии 2015 года.
По идее, все моторизованные россияне должны с радостью поддержать инициативу. Однако президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин предостерегает: «Инициатива не улучшит положение добросовестных автовладельцев. Наоборот: она приведет к увеличению количества водителей, ответственность которых не застрахована. Замена материальной ответственности в виде штрафа в 500 рублей на предупреждение повлечет за собой массовую эксплуатацию ТС водителями, не допущенными к управлению. Для того, чтобы сэкономить на ОСАГО, автовладельцы начнут оформлять полис только на водителя, у которого есть максимальный КБМ. При этом, за руль автомобиля будут садиться и злостные нарушители ПДД».
В результате подорожания базового полиса ОСАГО в апреле этого года на 40-60%, стоимость обязательной страховки возросла примерно в два раза.
Правозащитник разгромил вполне логичную первую часть законопроекта и полностью обошел вниманием вторую, по-настоящему бредовую, опасную и попахивающую популизмом. Что плохого в том, если полиция получит доступ к базе данных РСА и физическое присутствие полиса ОСАГО в «бордачке» машины никого не будет волновать?
Зато идея уменьшить и так почти символический штраф за езду без оформленной «автогражданки» с 800 до 500 рублей г-на Ханжина почему-то не заинтересовала. Хотя это выглядит как явное поощрение к отказу от покупки ОСАГО: полис подорожал, штраф за его отсутствие уменьшают – «зачем, платить больше»?
В итоге мы видим, что президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин, как и авторы законопроекта, совсем не против «увеличения количества водителей, ответственность которых не застрахована».