Так на днях решил Верховный суд, рассмотрев дело автовладельца, у которого угнали как раз «кредитное» авто. История бедолаги развивалась стандартно. Авто угнали, но банк, хотя и являлся выгодоприобретателем по полису КАСКО, требовать компенсацию от страховой компании не стал. Это, увы, обычное дело: кредитному учреждению проще «выбить» долг из заемщика, чем затевать тяжбу со страховой компанией. Тогда пострадавший сам обратился в страховую, но получил отказ, поскольку, повторимся, согласно договору страхования, не являлся выгодоприобретателем.
Гражданин обратился в суд, который встал на его сторону лишь частично, постановив выплатить только разницу разницу между страховой суммой (реальной ценой машины) и задолженностью банку. Другой бы на его месте на том и успокоился, но наш герой дошел до ВС.
И верховные судьи решение нижестоящих коллег отменили, посчитав, что страховщик должен возместить автовладельцу все убытки, в том числе и реальный ущерб. При этом размер компенсации не должен зависить от того, какие суммы были выплачены по кредитному договору!
И все хорошо в этой истории, но она, увы, рикошетом ударит по сотням тысяч других граждан, покупающих машину в кредит – и без того безумно дорогой сегодня полис КАСКО еще подрастет в цене.
– При покупке машины в кредит, – поясняет директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий БЕЛОВ, – банк ставит перед заемщиком определенные условия, в том числе и обязанность застраховать авто по минимальному набору рисков: «тотальная гибель транспортного средства» и «угон». На сегодняшний день в договоре страхования любого страховщика прописан процент амортизационного износа за каждый год страхования транспортного средства, а в случае его угона компания возмещает убыток выгодоприобретателю (в нашем случае это банк) в полном объеме, но за вычетом амортизационного износа (в среднем – 20% в год). Для того, чтобы клиенту не компенсировать разницу из своего кармана, страховщики предлагают оформлять дополнительный полис GAP-страхования (оформляют далеко не все компании – Ред.), который защищает страхователя на полную стоимость машины в случае наступления перечисленных выше рисков. При наличии подобного полиса, страховая компания возмещает банку 80% от первоначальной стоимости авто по КАСКО, а 20% – по полису GAP. При таком раскладе никаких обращений в суд не возникает.
После же решения Верховного суда, практика страхования серьезно не изменится, но доходная часть страхового бизнеса снизится. Ведь если страховая компания будет обязана возмещать в полном объеме ответственность по риску «угон», то страхователям будет не нужен полис GAP, который приносит значительную прибыль, в отличие от полиса КАСКО. Следовательно, цена последнего возрастет минимум на 1,5% от стоимости авто. И, скажем, если полис КАСКО на популярный KIA Rio (около 700 000 рублей) сейчас стоит 66 500 рублей (9,5% от стоимости авто), то КАСКО +100-процентное возмещение по угону поднимет его цену до 77 000 рублей...